Оглавление

Планируемые 1000-тонные миноносцы (по состоянию проекта на июль 1917 года) предполагалось вооружить тремя 120-мм/50-калиберными орудиями, двумя 8-мм пулеметами и четырьмя 533-мм торпедными трубами на двух сдвоенных аппаратах. Считалось, что корабли смогут ходить на протяжении 20 часов со скоростью 32 узла, а дальность плавания на скорости 20 узлов составила бы 1500 морских миль.

Помимо 1000-тонного миноносца сохранились эскизы внутреннего расположения корабля водоизмещением 500 тонн. В приложении к документу Морского технического документа No.2797, датированном июлем 1917 года приведены предполагаемые характеристики такого корабля. Считалось, что 500-тонное водоизмещение позволит вооружить его двумя 88-мм/45-калиберными орудиями, двумя 8-мм пулеметами и четырьмя 533-мм торпедными трубами - на двух сдвоенных аппаратах. Наибольшая скорость по расчетам равнялась 32-33 узла, а дальность плавания 1000 миль 20-уэловым ходом. Хотя проект подобного корабля и разрабатывался, тем не менее, строительство таких небольших миноносных судов серьезно австрийским морским командованием не рассматривалось.

Проекты австрийского Морского Технического комитета Комитета обычно оказывались довольно оригинальными, помещения отличались высокой плотностью насыщения оборудованием. В небольшое по водоизмещению судно конструкторам удавалось втиснуть мощную энергетическую установку, обеспечивая кораблю высокую скорость. Причина таких тенденций в проектировании заключалась в военно-морской политике Австро-Венгрии. Небольшие по величине корабли были вполне достаточны для австрийского флота, поскольку планы ведения войны не предусматривали какие-либо серьезные действия за пределами Адриатического моря. Однако война внесла свои коррективы, и австрийское командование уже не считало нужным с прежней настойчивостью требовать от конструкторов водоизмещения меньшего, чем у кораблей аналогичного класса других флотов. В некоторой степени это просматривается и в приведенном выше документе. Война быстро рассеяла предположения и доводы, что австро-венгерскому флоту необходимы корабли с радиусом действия, одинаковым для всех классов. Фактические районы боевых операций оказались гораздо дальше от мест базирования кораблей.

В том же документе Технического Комитета говорится о сроках и скорости выполнения планов нового строительства кораблей:

"Если замены должны быть завершены как можно быстрее, а это кажется вполне необходимым, то целесообразно использовать проекты, уже имеющиеся в наличии, так как работа и исследования над новыми разработками потребует времени в два раза больше. Небольшие изменения в существующих проектах, такие например, как удлинение корпуса на несколько футов для получения необходимого при увеличении запаса топлива пространства, или усиление вооружения (например замена 100-мм орудий на 120-мм) потребует настолько мало времени, что строительное время новых кораблей не будет столь сильно отличаться от кораблей исходных проектов.

... Даже минимальное изменение позволяют строительной верфи оправдывать увеличение срока строительства...

Новые эсминцы, большие или малые, должны иметь наивысшие из имеющихся кораблей характеристики по вооружению, скорости и дальности плавания, не уступающие новым кораблям наших противников...

Исходя из этих соображений следует признать, что для целей взаимодействия с эскадрой не должны создаваться никакие малые эсминцы и миноносцы, а только имеющие величину около 2000 или 1000 тонн, поскольку только они смогут удовлетворить всем предъявляемым требованиям..."

Между тем, другие отделы Военно-Морского Ведомства также подготовили проектные разработки. Один из проектов предусматривал водоизмещение 1600 тонн. После его рассмотрения строительные верфи предложили альтернативные варианты. Из них большое внимание вызвали проекты, созданные на основе уже подготовленных для немецкого флота. Причем основным преимуществом признавался приведенный выше довод о сроках проектирования и строительства - предпочтение готовых проектов перед новой или перепроектированной разработкой.

Далее, в таблице приведены характеристики двух таких проектов, предложенных на рассмотрение морскому командованию немецкой фирмой "Blohm und Voss" и Австрийским Морским Техническим Комитетом. Оба проекта создавались как альтернативные "1600-тонному", на основе тех же технических требований.

Однако работа над этими проектами не получила продолжения. Причина заключалась в том, что к тому времени морское командование пришло к выводу, что 100-мм калибр на вооружении эсминцев уже не является достаточным - считалась необходимой установка на новых кораблях 150-мм орудий. Вполне возможно, что здесь имело место некоторое влияние немецкого флота.

Оглавление