Оглавление

17.41 - 17.47. Адмирал Крэдок построил эскадру в кильватерную линию в следующем порядке: головной «Good Hope», за ним «Monmouth», «Glasgow» и «Otranto».

17.47. После построения британская колонна держит курс SOst навстречу эскадре Шпее. С британских кораблей («Glasgow») расстояние оценивают 120 кабельтов.

17.55. Так как «Otranto» не мог дать больше 15 узлов, Крэдок понял, что идя этим курсом при той же скорости он может оказаться под ветром у немецкой эскадры, проходящей немного южнее. Это означало, что и ветер, и волны будут нахлестывать на стреляющий борт английских кораблей. По всей вероятности, в это время Крэдок решил идти на решительное сближение, чтобы в случае начала перестрелки воспользоваться свои преимуществом в освещении (заходящее солнце оказалось бы против немецких кораблей и слепило бы артиллеристов). В случае, если Шпее стал бы медлить с вступлением в бой, ему пришлось бы отвернуть влево и отказаться от попытки выйти на ветер англичанам. В 17.58 Крэдок повернул больше вправо - вероятно, чтобы выровнять строй эскадры до перестроения во фронт.

18.00. С германских кораблей опознали «Good Hope». Дистанция определялась в 190 гектометров (100 кабельтов).

18.04.  Согласно записям штурмана «Glasgow», британская эскадра повернула «все вдруг» на 4R влево на курс SO-20° с целью сблизиться с неприятелем и принудить его к бою до захода солнца.

18.05.  Шпее не посчитал нужным вступать в бой в невыгодных для него условиях.

Корбет пишет: «Германская эскадра ответила на этот маневр поворотом последовательно влево, удерживая расстояние в 90 кабельтов.

Так казалось английской эскадре, но, судя по опубликованной немецкой карте, адмирал Шпее, хотя и повернул в указанный момент на 3R, но сказать определенно, что маневр английского адмирала был им замечен, нельзя. Равно как нельзя с уверенностью утверждать, что Шпее понял намерение скорее принудить его к бою. Судя по его донесению, он был вполне удовлетворен тем. что смог, как он думал, помешать попытке Краддока (на самом деле не имевшей места) выйти на ветер и стать между ним и берегом». «Неприятель, - писал адмирал Шпее, - был настолько любезен, что не мешал нам в этом" (Частное письмо адмирала Шпее)».

Однако здесь Корбетт, выражавший субъективную точку зрения Адмиралтейства, как можно предположить, несколько кривит душой. В самом деле, очень трудно не заметить поворот противника «все вдруг» с расстояния 8 миль под пристальным наблюдением - даже если погоду и видимость нельзя назвать слишком хорошими. Не следует забывать и то, что солнце еще не село и было настолько ярко, что Крэдок даже рассчитывал на выгоды от него. Как признавали обе стороны, горизонт был ясен, и, надо думать, с немецких кораблей видели англичан достаточно хорошо - уже даже были определены сами корабли. Поэтому все-таки следует считать, что Шпее видел маневр Крэдока, но сознательно уклонился от боя. Он понимал, что продвижение на юг выведет его на ветер, а английские крейсеры, сохраняя новый курс пересекут его кильватерную струю, и поэтому окажутся под ветром и в невыгодном положении по отношению к волне.

Сомнительно и утверждение, что Крэдок не пытался оставить немцев под ветром. Все кто знал Крэдока, высказывались о нем как об очень грамотном адмирале. И слишком опрометчиво думать, что он не попытался получить еще до начала перестрелки все возможные позиционные преимущества. Другое дело, что Шпее об этом оставил свидетельства, а вот Крэдок не смог.

И Крэдок, и Шпее понимали значение волны и ветра для их крейсеров и принимали их в расчет. Например, Шпее в своем рапорте отмечал, что «из-за большой волны и ветра старался, чтобы неприятель своим маневрированием не поставил меня под ветер. Кроме того, выбранный мною курс помогал мне отрезать противника от нейтрального берега". Надо думать, что сам маневр сближения был предпринят Крэдоком именно для того, чтобы Шпее потерял в скорости и отказался бы от выхода на ветер. Если это так, то Крэдок достиг данной цели.

Можно, конечно, допустить, что английский адмирал рассчитывал как можно быстрее вступить в бой и только ради этого пошел на резкое сближение, даже с уступкой выгодной позиции. Но такое безрассудное мнение вряд ли можно приписать опытному адмиралу. Для английской эскадры ситуация повторялась бы - сохраняя курс она выходила под ветер немецкой, которая тем временем продвинулась бы сильно к югу. Любому командующему эскадрой было видно - немецкие корабли находятся в более выгодных условиях, и сам он позиционно проигрывает.

Поэтому скорее можно допустить, что верно первое предположение. В пользу этого говорит и то, что Крэдок сразу же вернул свои корабли в колонну, как только достиг цели - новый курс Шпее уже не позволял немцам выйти на ветер английской эскадре. Судя по высказыванию Шпее, немецкий адмирал считал, что англичане тоже не смогут этого сделать.

AdmSpee023.jpg

1 ноября. 17.30 -18.30

Оглавление