Оглавление

AdmSpee093.jpg

Бронепалубный крейсер «Hansa»

Они не имели бортовой брони, но зато довольно мощное палубное бронирование - толщина брони на скосах достигала 100 мм - и сравнительно сильную артиллерию из двух 210-мм и восьми 150-мм орудий. Примечательны они тем, что стали прототипом при проектировании первого крейсера немецкого флота с бортовой броней. Конструкция этих крейсеров воплотила множество нововведений (частично взятых из проектов броненосцев), которые были затем перенесены и в проект броненосного крейсера. Среди них можно назвать следующие:
-  высокий надводный борт и скуловые кили для улучшения мореходности;
-  полубачная архитектура и слияние боков носовой надстройки с вертикальным бортом;
-  характерная для немецких броненосных крейсеров носовая оконечность с наклоненным "мореходным" носом и сильно выдающимся вперед тараном;
-  отказ от орудийных спонсонов и применение в корпусе специальных бортовых уступов для казематной артиллерии;
-  размещение главной и частично средней артиллерии в орудийных башнях;
-  характерное для немецких кораблей этого периода включение носового торпедного аппарата в конструкцию форштевня;
-  перенос боевых прожекторов с надстроек на специально устроенные площадки;
-  отказ от шлюпочных грузовых стрел и установка специальных шлюпочных кранов;
-  применение очень толстых нижних мачт из полых металлических труб с размещением поверх них боевого марса и другие.

Первым броненосным крейсером германского флота (с поясной броней) стал "Fürst Bismarck". Его проект разрабатывался в 1893-1895 годах, и он стал последним большим крейсером, спроектированным в рамках программы усиления флота 1888 года. Но все-таки чаще его причисляют к крейсерам постройки обычных ежегодных программ для замены устаревающих кораблей. И вполне правомерно - так как после создания чертежей его строительство финансировалось в порядке плановой замены крейсера "Leipzig", в 1893 году покинувшего колонии и вернувшегося в Германию для того, чтобы быть исключенным из состава флота.

"Fürst Bismarck", проект которого представлял собой увеличенный и более мощный крейсер "Victoria Louise", имел бортовую броню толщиной до 200 мм и палубную - толщиной на скосах 50 мм. Вооруженный четырьмя 240-мм орудиями в башнях и двенадцатью 150-мм орудиями поровну в башнях и казематах, он имел скорость больше 18,5 узлов и обошелся казне в 3,5 раза больше, чем предполагалось по программе 1888 года.

При создании проекта учитывалось, что кораблю придется служить в колониях, и то, что его противниками могут оказаться сравнительно крупные крейсеры с броневой защитой. Поэтому моряки потребовали для крейсера мощную артиллерию и хорошую защиту. Как следствие этих требований водоизмещение крейсера оказалось весьма значительным - лишь ненамного меньше, чем у броненосцев того времени. Это не было характерно для немецких кораблей, и, видимо из-за этого несколько позже появилась весьма распространенная версия того, что проект крейсера являлся слегка уменьшенной копией одного из немецких броненосцев. На самом деле, это было не так. Да и сами немцы этого не подтверждают. Конечно же, проект являлся самостоятельной разработкой, но поскольку это был броненосный корабль, он не мог не иметь какой-то общности с броненосцами - еще и потому, что немецкие конструкторы придерживались собственной системы размещения брони - одинаковой и для броненосцев, и для крейсеров с бортовой броней.

Еще одной причиной появления упомянутой версии было то, что после постройки "Fürst Bismarck" немецкое командование отказалось от постройки больших крейсеров для колоний. Следующие крейсеры строились для Северного моря, были меньше размерами и их никак нельзя были сравнивать с увеличившимися броненосцами. Но, самое важное, главный морской штаб стал придерживаться доктрины, утверждающей, что броненосные крейсеры могут и должны сражаться в одной линии с броненосцами. Соответственно, проекты новых броненосных крейсеров создавались под новые требования флота. Новая доктрина не получила распространения в Англии, Франции и России, но зато очень хорошо подходила для флотов с небольшим количеством броненосцев. А потому уже вскоре получила широкое распространение не только в немецком, но и в японском флоте - где так превосходно оправдала себя во время русско-японской войны. Именно в соответствии с ней Япония выбрала для строительства броненосных крейсеров Германию.

В самой Германии эту доктрину проверить не успели - эпоха дредноутов опрокинула ее, и броненосные крейсеры разом оказались устаревшими и ненужными кораблями. Британия от этого только выиграла - ее броненосные крейсера строились для "океанской охоты" и, как и прежде, оставались востребованными кораблями. И только "Scharnhorst" и "Gneisenau", строившиеся для колониальной службы (как и большинство британских крейсеров) оказались весьма полезными кораблями.

А сам "Fürst Bismarck" оказался "выпавшим из общего ряда" немецких броненосных крейсеров - и потому иностранные специалисты сразу вписали его к разряд "уменьшенной копии броненосца".

Сразу после вступления в строй в 1900 году "Fürst Bismarck" ушел в заграничное плаванье, долго служил в восточно-азиатской эскадре, некоторое время был флагманским кораблем. В "родной Фатерланд" крейсер вернулся только в 1909 году, когда его в Циндао сменил "Scharnhorst".

Примечательно и другое - с постройкой первого броненосного крейсера немецкое морское командование отказалось в дальнейшем от постройки больших крейсеров (как броненосных, так и линейных) для заграничных станций.

Оглавление