Оглавление

Хотя корпус считался достаточно широким, тем не менее, он стал наиболее острым из всех немецких броненосных крейсеров - отношение L/B составило 6,52 против 6,09 у "Roon" и 5,88 у «Fürst Bismarck». Большие крейсеры последующих проектов также оказались не такими удлиненными. У «Blucher» коэффициент L/B равнялся 6,21, а на «Fon der Tann» только 6,02. Только на «Derfflinger», с его замечательными ходовыми качествами, коэффициент L/B оказался больше (7,24).

Важно отметить и другую особенность корпуса крейсеров. Как уже было сказано, тяжелый и широкий броневой каземат в средней части корпуса потребовал приданию в средней части полных обводов. Но вне каземата корпус настолько сильно заострялся к оконечностям, что коэффициент полноты водоизмещения (как известно, именно он характеризует остроту обводов в подводной части) оказался самым меньшим из броненосных (и даже линейных) крейсеров немецкого флота кайзеровского периода. Величина этого коэффициента составила 0,517. У остальных крейсеров коэффициент превышал величину 0,52. И опять-таки только «Derfflinger» no этому показателю (0,519) приближался к «Scharnhorst» и «Gneisenau».

Таким образом, мнение многих немецких моряков, называвших высокобортные «Scharnhorst» и «Gneisenau» самыми стройными крейсерами кайзеровского флота, имеет не только эмоциональное, но и вполне техническое обоснование - как известно отношение L/B в немецком флоте называют коэффициентом стройности.

Конструктивные особенности внутреннего размещения были довольно обычными для немецких кораблей того периода. Машинно-котельные отделения (кроме кормовой машины) разделялись продольной диаметральной переборкой. В то время такая переборка считалась неплохим средством локализации распространения воды в помещениях ниже броневой палубы - хотя и признавалось, что при затоплении одного бортового отделения появлялся опасный для корабля опрокидывающий момент. Тем не менее, кораблестроители считали, что потеря плавучести от распространения воды опаснее прогрессирующего крена. Последний, как предполагалось можно было выровнять, в то время как распространение воды по кораблю грозило постепенным затоплением. По этой же причине немецкие большие корабли имели и другую, характерную для них особенность - низко расположенную броневую палубу, которая также ограничивала распространение воды в верхние помещения. Опасность, связанная с возможным погружением бронепалубы ниже действующей ватерлинии, немецкие инженеры учитывали, но считали, что ограничение поступившей воды в небольших объемах отсеков, не позволит осадке увеличиваться столь стремительно, чтобы стать критической за короткое время.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРОВ ТИПА "SCHARNHORST" (согласно спецификации)

Водоизмещение:

нормальное.

11.616 тм

полное

12.985 ts

Вместимость по проекту

 8122 BRT; 3657 NRT

Длина:

по конструктивной ватерлинии

142,8 м

между перпендикулярами

137,0 м

наибольшая

143,75 м

Ширина наибольшая по КВЛ (по наружной кромке брони, без противоминных сетей, по 52-му шп.)

21,6 м

Осадка:

проектная

7,5 м

при полном водоизмещении носом/кормой

8,37 / 7,96 м

при нормальном водоизмещении по КВЛ

7,497 м

Нагрузка, увеличивающая осадку на 1 см

23,69 т

Высота борта по миделю (от верхней кромки киля до верхней кромки бимсов ВП по 52-му шп.)

12,65 м

 

Весовые статьи

Fürst Bismarck"

"Scharnhorst"

Корпус и оборудование

37,20 %

35,80 %

Бронирование

25,40 %

26,70 %

Энергетическая установка

13,90 %

16,50 %

Вооружение артиллерийское

7,03 %

7,65 %

Вооружение торпедное

0,72 % .

0,44 %

Снабжение (вкл. запасы воды)

6,34 %

6,07 %

Нормальный запас топлива

9,40 %

6,84 %

AdmSpee121.jpg

"Гнейзенау"

Оглавление