Оглавление

РУЛЕВОЕ И ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВА

Крейсеры типа "Scharnhorst" получили по одному полубалансирному рулю довольно большой площади, расположенный как и на большинстве немецких кораблей, позади среднего винта. Помещение рулевых машин размещалось ниже броневой палубы, причем само помещение было смещено к правому борту. А с левого борта рядом с помещением рулевых машин размещался отсек кормового торпедного аппарата, труба которого была также смещена от диаметрали к левому борту. В аварийных случаях управление рулями могло производиться вручную, посредством трех, жестко скрепленных между собой, штурвальных колес.

Оба крейсера отличались хорошей мореходностью и маневренностью. Немецкие моряки не раз отмечали хорошую поворотливость этих крейсеров, хотя и сетуя при этом на сравнительно большой радиус циркуляции крейсеров на высоких скоростях хода.

Каждый крейсер был снабжен двумя основными и одним запасным якорями весом по 7 тонн. Они размещались в носовой части. В корме имелся один якорь весом 1,75 тонны. Имелся также резервный верп весом 0,8 тонн. Все якоря - системы Холла.

МОРЕХОДНОСТЬ И ХОДОВЫЕ КАЧЕСТВА

Как уже частично упоминалось, крейсеры типа "Scharnhorst" имели весьма хорошую мореходность. Моряки, служившие на крейсерах всегда отмечали их прекрасное поведение во время океанских переходов. Высокобортный корпус позволял кораблям довольно легко переносить волнение. Однако бортовая качка при этом оказывалась довольно порывистой, и для успокоения качки в средней части по бортам были устроены скуловые кили, протяженность которых составляла почти четверть длины корабля. В качестве недостатков отмечалось также слишком большое погружение носом при волнении, чему немало способствовало довольно сильное заострение носовой части и недостаточный развал бортов ближе к форштевню.

Порывистость качки объяснялось сравнительно резким повышением остойчивости новых крейсеров. Так, если первые немецкие броненосные крейсеры имели метацентрическую высоту примерно 0,7 метра, то на предшественниках "Scharnhorst,ов" - броненосных крейсерах типа "Roon" - она была резко увеличена до 1,04 метра, а на самих "Scharnhorst,ах" - до 1,18 метра. Несомненно, высокая остойчивость была полезна в океанских переходах, и проектанты придавали ей большое значение, учитывая к тому же и некоторое увеличение надводного борта по сравнению с предшествующими крейсерами. Величины кренящих моментов крейсеров были следующими:

Восстанавливающий момент наибольший при крене 41 град.
Восстанавливающий момент нулевой (то есть метацентрическая высота становится отрицательной и корабль начинает опрокидываться) при крене 81 град.

Эти величины в большей или меньшей степени соответствовали всем немецким броненосным крейсерам.

Хотя моряки отмечали у крейсеров некоторую склонность зарываться носом в волну, тем не менее, параметры продольной остойчивости у кораблей были очень хорошими. Продольная метацентрическая высота равнялась 159 метрам и была наибольшей у немецких броненосных крейсеров. Момент, создающий дифферент в 1 метр равнялся 14.700 тонн, в то время как у остальных крейсеров он не превышал 11-12 тысяч тонн.

Склонность к резким продольным колебаниям вызывалась, по всей видимости, довольно полными обводами в миделевой (бронированной и тяжело нагруженной) части, быстро переходящими в сравнительно сильно заостренные и облегченные оконечностей.

И, тем не менее, при всех этих особенностях, корпус оставался прекрасной орудийной платформой, не создающей помехи для точной и быстрой стрельбы даже при сильном волнении. Это крейсеры наглядно продемонстрировали во время войны в боевых столкновениях при Коронеле и Фолклендах.

AdmSpee131.jpg

Броненосный крейсер «Scharnhorst»

Оглавление

Hosted by uCoz