ВООРУЖЕНИЕ БРОНЕНОСНЫХ КРЕЙСЕРОВ ТИПА «SCHARNHORST»
СОСТАВ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО И ТОРПЕДНОГО ВООРУЖЕНИЯ БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР «SCHARNHORST»
4 - 210-мм орудия SKL/40 в двух орудийных башнях Drh.L.C/01.
4 - 210-мм орудия SKL/40 на одноорудийных лафетах MPL.C/04 в казематах.
6 - 150-мм орудий SKL/40 на одноорудийных лафетах MPL.C/02 и С/06 в казематах.
18 - 88-мм орудий SKL/35 на одноорудийных лафетах MPL.C/01 в батарее и на надстройках.
2 - 60-мм десантные пушки SBts.KL/21 на десантных лафетах BLL.C/00.
4 - 8-мм пулемета Mash. Gew.
4 - 450-мм подводных торпедных аппаратов.
ГЛАВНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
Проект новых броненосных крейсеров по составу главной артиллерии довольно сильно отличался от предшественников. И хотя калибр орудий не вызывал разногласий, вопрос размещения орудий и количества стволов стал поводом немалых споров и дискуссий. Создавая крейсера для службы в дальних колониях, морское командование стремилось разместить максимальное количество 210-мм орудий в двух и одноорудийных башенных установках - по примеру предыдущих крейсеров типа "Roon". Однако конструкторы уверяли, что при полном соблюдении требований флота и без увеличения водоизмещения, это невозможно. Предъявляя довольно высокие претензии к мореходности, остойчивости и дальности плавания новых крейсеров, и требуя весьма солидной защиты борта и нижнего каземата, представителям флота пришлось уступить конструкторам и согласиться на крайне неприятную для них меру - отказаться от полностью башенного размещения главной артиллерии. Половину 210-мм орудий было решено установить в верхнем, хорошо защищенном каземате. Иначе вложиться в заданное водоизмещение было невозможно.
То, что уступка была сделана именно в артиллерийской статье нагрузок, а не в статье бронирования вполне объяснимо. Оба крейсера проектировались и предполагались для совместных действий. При крейсерстве в паре артиллерийская мощь кораблей складывалась и в сумме составляла весьма внушительные цифры. Корабли как бы усиливали друг друга огневой мощью, но, в то же время, таким путем никак нельзя было усилить их броневую защиту. Именно поэтому, и вполне обоснованно, основное внимание при проектировании крейсеров было уделено броневой защите. И именно поэтому немецкий флот сделал некоторый шаг назад - вновь вернувшись к казематному (хотя бы и частично) расположению главной артиллерии. Нелишне напомнить, что на всех классических броненосных крейсерах немецкого флота, начиная от "Furst Bismarck", главные орудия и часть средней артиллерии размещались в орудийных башнях.
С выбором орудия главной артиллерии при проектировании новых крейсеров проблем не было. Было решено остановиться на вполне удачном 210-мм орудии SKL/40, которые до этого уже были установлены на крейсерах типа "Roon", "Prinz Adalbert" и "Victoria Louise".
Это орудие, модели "21 cm.SKL/40", было разработано примерно в 1895 году и принято на вооружение в 1898 году.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРУДИЯ "21-cm.SKL/40" И БОЕПРИПАСОВ К НЕМУ
Длина орудия |
8,40 м |
Макс, досягаемая скорострельность |
4-5 выстр. в мин. |
Тип снаряда |
Psgr. L/2,9 |
Вес снаряда |
108 кг |
Вес взрывчатого вещества снаряда | 2,56 кг |
Длина снаряда | 0,61 м |
Вес метательного заряда | .29,5 кг (RP.C/00 или С/06) |
Начальная скорость снаряда | 780 м/сек |
Дальность стрельбы при возвышении 16 град | 12,4 км |
Дальность стрельбы при возвышении 30 град | 16,3 км |
Орудия размещались на спаренных лафетах с возможностью раздельного вертикального наведения в башенных установках конструкции Drh.L.C/01 (Drehscheiben Lafette - вращающийся лафет; С - год принятия на вооружение). Вес башенной установки составлял 110 тонн без брони и 394 тонны с бронированием вращающейся части. Лафеты орудийных башен обеспечивали угол возвышения стволов +30 градусов, угол снижения -5 градусов. Вращающаяся часть башен имела внизу опору на уровне нижней платформы.
Для казематной установки были разработаны специальные лафеты MPL.C/04 (Mittel Pivot Lafette - дословно лафет на среднем штыре - то есть лафет с вращением орудия по центральной вертикальной оси). Эти орудия устанавливались в верхнем четырехугольном каземате (уровень верхней палубы - Oberdeck). Каземат (от 46 до 66 шпангоута) имел единую конструкцию. Кроме общей бортовой брони орудия не имели индивидуальной броневой защиты, но между собой отделялись служебным помещением с двумя толстыми переборками из обычной судостроительной стали. Лафеты казематных орудий обеспечивали угол возвышения стволов +16 градусов, угол снижения -5 градусов.