АРТИЛЛЕРИЯ СРЕДНЕГО КАЛИБРА
Помимо 210-мм орудий новые крейсеры типа "Scharnhorst" получили также шесть 150-мм орудий, установленных в нижнем каземате на уровне батарейной палубы.
Уже после завершения проекта этих крейсеров, с началом эпохи дредноутов, среди части немецких морских офицеров стали появляться идеи, критикующие разделение главной артиллерии броненосных крейсеров на два калибра (помимо 88-мм противоминных орудий). По их мнению, это разделение имело смысл на предыдущих броненосных крейсерах, когда главной артиллерией были 240-мм орудия. Когда же вооружением крейсеров стали скорострельные 210-мм орудия, было бы лучшим сделать радикальный шаг и остановиться только на двух калибрах - главном (210 мм) и противоминном (88 мм). В свете идей эпохи «All big Guns», такие заявления, конечно, не могли не появиться, однако уже вскоре тон этих заявлений приутих, и вскоре они исчезли совсем. Оказалось, что 88-мм орудия становятся недостаточными для борьбы с растущими по величине эскадренными миноносцами. И хотя 88-мм орудия никто не собирался сбрасывать со счетов, становилось очевидным, что необходим новый более крупный калибр. С учетом предполагаемого дальнейшего укрупнения эсминцев, им как раз и могли стать 150-мм орудия. Именно так и рассудили представители немецкого Генерального морского штаба, и оставили 150-мм орудия в качестве противоминного калибра и на дредноутах, и на линейных крейсерах, и на последнем немецком броненосном крейсере "Blucher".
Хотя, нелишне заметить, что в последнем плавании "Scharnhorst" и "Gneisenau" им больше пригодились бы 210-мм орудия вместо 150-мм. Но, не следует забывать, что их крейсерство было лишь эпизодом морской войны, а эпизод далеко не всегда подтверждает общепринятое правило. В любом случае, немецкие моряки никогда не жалели о том, что в качестве противоминной артиллерии оставили именно 150-мм орудия.
Как бы то ни было, при проектировании "Scharnhorst" и "Gneisenau" не возникало никаких сомнений в необходимости 150-мм орудий. Крейсеры получили по шесть орудий "15-cm.SKL/ 40" модели 1898 года. Такие орудия были установлены на всех броненосных крейсерах, начиная с первого "Fürst Bismarck" и заканчивая самими "Scharnhorst,ами"
Броненосный крейсер «Gneisenau»
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРУДИЯ "15-cm.SKL/40" |
|
Вес орудия |
примерно 5000 кг |
Длина орудия |
примерно 6,0 м |
Максимальная скорострельность |
4-5 выстр. в мин. |
Тип снаряда |
осколочно-фугасный "Spgr.L/3" разрывной "Gr. L/3,2" |
Вес снаряда |
40 кг |
Вес взрывчатого вещества снаряда |
|
"Spqr L/3" |
1,62 кг |
разрывной "Gr L/3 2" |
1,15 кг |
Длина снаряда |
|
"Spqr L/3" . |
0,45 м |
разрывной "Gr L/3 2" |
0,48 м |
Вес метательного заряда |
9,9 кг (RP.C/00 или С/06) |
Дальность стрельбы при возвышении 20 град. |
13,7 км |
Орудия монтировались на одноствольных установках типа "MPL.C/02" и "MPL.C/06". Непосредственно сам лафет весил 17 тонн, но в проектных расчетах на каждое орудие отводился вес примерно 85 тонн, учитывая орудие, лафет, защитный броневой лист, боеприпасы, заряжающие и подающие механизмы и т.д. Лафет обеспечивал орудию угол возвышения ствола от -5 до +20 градусов, однако на определенных углах наведения (приближающиеся к диаметральной плоскости) диапазон вертикальной наводки еще более уменьшался. Скорость стрельбы из орудия, учитывая полностью ручное заряжание, вряд ли превышала 4-5 выстрелов в минуту, хотя некоторые немецкие источники говорят и более высокой скорострельности. Управление орудием - вертикальная наводка и разворот в горизонтальной плоскости - осуществлялись только вручную.