Вызванные к жизни военными обстоятельствами клипера не имели прототипа и в русском, ни в иностранном военных флотах, что усложняло задачу, стоящую перед их разработчиками. Из скромного опыта строительства в России винтовых судов, наиболее близок и полон был опыт постройки в 1854-1855 годах в Санкт-Петербурге винтовых канонерских лодок и их механизмов. Теперь этот опыт, с учетом условий иного театра, и был использован. Конечно, поспешность, с которой, как мы видим, велось проектирование и строительство клиперов (как и всех судов экстренной постройки) ни могло не сказаться на качестве работ: не все принятые решения были верны, но можно с уверенностью утверждать, что первый блин не получился комом, чему доказательством плавания и вся служба архангельских клиперов.
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ . | |
1. | Киль и резенкиль |
2. | Фальшкиль |
3. | Кильсон |
4. | Флортимберс |
5. | Краспис |
6. | Лимбербортовый связной пояс |
7. | Футокс |
8. | Наружная обшивка |
9. | Бархоут |
10. | .Клямсы |
11. | Привальный брус |
12. | Топтимберс |
13. | Ватервейс |
14. | Планширь нижний и верхний |
15. | Настил палубы |
16. | Бимс |
17. | Карлингс |
18. | Сперкетингс |
19. | Кница (железная) |
20. | Ридерс (железный), врезанный в шпангоут |
21. | Раскосина, врезанная в клямсы и лимбертовый пояс |
22. | Второй и третий связные поясья, нарезаны на раскосины. |
23. | Внешняя диагональная обшивка. |
24. | Внутренняя обшивка |
Внешний облик этих небольших парусно-паровых судов был необычен. Необремененные высоким рангоутом и парусностью, с наклоненными назад мачтами они создавали ощущение стремительности, чему способствовала седловатость линии планширя, изящно изогнутый форштевень, легкая форма кормы.