Оглавление

Положительные отзывы командующего отрядом и командиров о мореходных качествах клиперов, по-видимому, стали последним аргументом в решении руководства морским ведомством послать эти суда на Дальний Восток. 10 декабря контора над Кронштадтским портом передала в Кораблестроительный департамент на утверждение ведомость "О поделках требующихся произвести на клиперах "Разбойник", "Джигит", "Пластун" и "Стрелок" для плавания их весною будущего 1857 г. к устью Амура". Ведомость содержала около 4-5 десятков наименований работ, как общих для всех клиперов, так и частных для каждого в отдельности как то: подать вперед степс бизань-мачты; исправить глухие люки, устроить парадный трап, закрепить кнехты для тяги снастей и т.п., т.е. работ, частью подсказанных опытом плавания, частью обычных - по дефектным ведомостям. Наиболее важным из перечисленных были пошив прямых парусов на фок-мачту и перемена вант-путенсов с более надежным креплением их.

Одновременно конторой над портом, при участии А.А. Попова, была составлена "Ведомость исправлений по механизмам клиперов", содержавшая перечень работ, которые по опыту испытаний в Архангельске и плавания "Опричника" и "Наездника", надлежало выполнить по машинам, котлам, системам и другим частям механической установки. С этим документом произошел курьезный случай, несколько задержавший исполнение работ. Составленную ведомость, а также чертеж лебедки для мачт клиперов А.А. Попов "для сокращения времени" получил из конторы над портом и лично передал в Кораблестроительный департамент, где, рассмотрев их, отправили обратно в контору над портом, как полученные от флигель-адъютанта Попова. Снова получив ведомость и чертеж из конторы, Андрей Александрович 20 января отослал их в департамент при рапорте: "... Представляя при сем как то так и другое я имею честь почтеннейше просить ... департамент немедленно отправить их на Адмиралтейские Ижорские заводы, так как работы эти должны быть произведены на сих последних, а не в Кронштадте ...". 3 января капитан 1 ранга Попов информировал Управляющего Морским министерством, что он получил приказание генерал-адмирала "... отправить в Копенгаген на клипер "Опричник" чертежи ... изменения в паровых котлах и исправления короткой части вала винтового двигателя, с тем, чтобы командир клипера теперь же обратился в Копенгагенское адмиралтейство для исполнения сказанных перемен и по испытании донести немедленно о результатах ...".

В конце года был утвержден новый чертеж парусности клиперов в соответствии с которым А.А. Попов разработал и в январе 1857 г. представил в контору над Кронштадтским портом две ведомости: "- изменениям в дельной книге 6-ти винтовых клиперов" и "- заключающую размеры некоторых рангоутных дерев, соответствующих вновь утвержденной парусности". 24 февраля контора над портом направила в Кораблестроительный департамент отношение, содержащее просьбу распорядиться "... об исполнении и отпуске всех предметов, указанных в... ведомостях..." без чего она не могла приступить к работам по мачтовому и такелажному мастерствам.

Дополнительно к работам по корпусу, о которых шла речь выше, по приказу кап. 1 ранга Попова угольные ямы клиперов обшили "листовым железом на сурике", а переборку, отделяющую кубрик от машинного отделения и палубу над котлами - "железом на войлоке". Для скрепления наделки с передним ахтерштевнем, и кормовой части с задним, по лекалам, снятым под наблюдением А.А.Попова, были отлиты и установлены на место медные наугольники; степсы бизань-мачты сделаны новыми, а также выполнен ряд работ, связанных с парусным вооружением, о чем контора над портом информировала департамент от 1 апреля 1857 г. Среди прочих дел контора сообщила департаменту, что ею 2 апреля "... посланы в С.-Петербург с мичманом Федоровским ..." сделанные при порте для великих князей Алексея Александровича (сына Александра II) и Николая Константиновича (сына главы морского ведомства) модели клиперов. (Обе модели сохранились до наших дней и сейчас находятся в фондах Центрального Военно-Морского музея).

Все же главными работами на клиперах зимой 1856-57 гг. были работы по механической части. На клипера, стоявшие в сухом доке установили машины, дейдвудные трубы, гребные валы, кингстоны, устроили фундаменты под паровые котлы. Весной, со вскрытием гаваней ото льда, клиперы вывели из дока и приступили к установке на них котлов и монтажу трубопроводов, по завершении чего было начато вооружение судов. С открытием навигации пришли оба клипера, зимовавшие заграницей и к началу лета все шесть собрались в Кронштадте. Что же представляли собою эти военные корабли, которым теперь предстояло через три океана идти к новому месту службы?

Оглавление

Hosted by uCoz