Оглавление

Сведения о мощности клиперских механизмах, в просмотренных автором делах, отсутствуют. В то время измерению мощности машин не придавали должного значения, оно было скорее исключением, чем правилом. Косвенно, расчетным путем, с использованием данных измерения индикаторной мощности близкого к клиперским по типу и величине механизма высокого давления корвета "Медведь", она может быть определена величиною ок. 350 л.с. (250 кВт).

Паровые котлы клипера - цилиндрические, огнетрубные, пролетного типа, однотопочные. Наибольшее рабочее давление пара - 60 фунт на кв. дюйм (0,42 МПа), длина котла 20 ф (6,1 м), а диаметр 5 ф 6 д (ок. 1,7 м). В каждом котле имелось 207 медных дымогарных трубок, длиной 9 ф 7д (ок. 2,9 м) и наружным диаметром 2 1/8 дюйма (54 мм). При неработающей машине питание котлов осуществлялось с помощью паровой донки.

Паровая машина высокого давления, двухцилиндровая, горизонтальная, тронковая, простого расширения, без охлаждения, с выпуском мятого пара в атмосферу через форсун, установленный в дымовой трубе, т.е. по типу и принципу действия аналогичная машинам локомотивов. Диаметр цилиндра 27 дюймов (686 мм), а ход поршня 21 дюйм (533 мм). Цилиндры машины располагались по диагонали относительно коленчатого вала: один цилиндр спереди на одном борту, другой - позади на другом.

Гребной винт - двухлопастной, подъемный.

Угля в угольных ящиках (по оценке Пароходного комитета) помещалось:

По механической части клипер снабжался всеми необходимыми для действия механизма запасами на 6 месяцев.

Впоследствии И.А. Шестакова часто обвиняли "... в упорстве в ошибочной идее ...", имея ввиду установку им на морские суда механизмов высокого давления, котлы которых часто текли, выходили из строя и вообще "... были неблагонадежны ...". В свое оправдание он приводил довод, что "... англичане и французы шли тем же путем ..." и был прав и в том и другом. Механизмы высокого давления по массо-габаритным характеристикам, простоте устройства и изготовления были куда предпочтительнее традиционных - низкого давления, к тому же безукоризненно работали на железнодорожном транспорте и мелких речных судах. Однако котлы морских судов, в отличии от паровозных, питались морской, т.е. соленой водой, а высокое давление, а следовательно и температура котельной воды способствовали интенсивному выпадению из нее солей. Чтобы держать соленость воды в котле на допустимом уровне их часто продували; при этом большая часть теплоты бесполезно выбрасывалась за борт, что уменьшало экономичность установки и повышало расход угля. При малейших упущениях со стороны обслуживающего персонала, образовывалась накипь и местный перегрев, что вело к неизбежной течи и повреждениям котла. Вопрос мог быть решен переходом на питание котлов пресной водой, что прекрасно понимал И.А. Шестаков, и для чего требовалось иметь в составе установки поверхностный холодильник. Но это усложнило и утяжелило бы установку; да и сами поверхностные холодильники в то время находились в эмбриональной стадии развития. Вопрос применения пара высокого давления на морских судах был решен введением машин двойного расширения с охлаждением пара в 60-70 гг. прошлого столетия.

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

По первоначальному (проектному) чертежу парусности 1855 г. клипер был вооружен трех-мачтовою шкуною, т.е. нес на всех мачтах косые паруса с топселями и на фок-мачте - прямой парус-брифок (см. черт. 3а). Большие трисели и бизань имели по три рифа, штормовые - по два. Брифок имел один риф снизу. Галс брифока проходил в блок, на конце переносного выстрела, закладывавшегося в бугель на фок мачте. Мачты без марсов с салингами. Эзельгофты мачт и бушприта, мартин-гик и шпор грот-мачты - железные. Юферсы чугунные, системы в.-адм. И.И. фон Шанца. Развитие парусного вооружения клиперов представлено на чертеже.

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Об артиллерийском вооружении клиперов говорилось выше, добавим, что после прихода 4-х из них в Кронштадт, было решено 24-х фунтовые американские пушки заменить 30-ти фунтовыми (168 мм) пушками №4 (короткокаморные, длиной ок. 10 кал.). Однако 14 января генерал-адмирал Константин, будучи в Кронштадте, распорядился, вместо этих орудий поставить на клипера 24-х фунтовые (152 мм) пушко-карронады в том же числе, что и американские пушки, т.е. по 2 на судно.

Станок 60-ти фунтовой пушки помещался на поворотной платформе. По-походному орудие со станком и платформой крепилось в диаметральной плоскости судна, а для действия из орудия, платформа, по специальным металлическим полосам, прикрепленным к палубе - погонам - переводилась на тот либо другой борт, для чего на каждом из них было устроено по одному орудийному порту и боевому штыру. 24-х фунтовые пушко-карронады устанавливались на обыкновенных бортовых четырехколесных станках по одной на борт и действовали каждая через свой порт. При необходимости пушка одного борта могла перекатываться на другой: в этом случае в качестве порта использовался входной трап, который имел обухи для брюков как штатный орудийный порт.

Оглавление

Hosted by uCoz