Оглавление

ПЛАВАНИЯ И СУДЬБА КЛИПЕРОВ

Несмотря на скромные размеры все шесть клиперов совершили дальние плавания. 19 сентября 1857 г. из Кронштадта на Дальний Восток ушел 1-ый Амурский отряд капитана 1 ранга Д.И. Кузнецова, состоявший из трех корветов: "Боярин". "Воевода" и "Новик" и трех клиперов: "Пластун" (командир - капитан-лейтенант Мацкевич). "Стрелок" (капитан-лейтенант И.И. Федорович) и "Джигит" (капитан-лейтенант барон Г.Г. Майдель). Отряду предстоял долгий и тяжелый путь через три океана, на котором, кроме европейских портов, лишь два-три могли предоставить достаточные средства, для проведения ремонтов, если таковые окажутся необходимыми12. До Свеаборга отряд шел под парами. "... Запас угля в продолжении почти двух суток плавания значительно уменьшился, в особенности это было ощутимо на клиперах с тремя котлами. Во время его - писал в своем рапорте от 23 сентября начальник отряда - я убедился в относительных качествах корветов и клиперов как паровых судов: последние имеют несомненное преимущество в ходе перед первыми и с 30 фунт пара (0,21 МПа) держатся на своих местах, когда корветы имели 40 фунтов (0.28 МПа). По осмотре механизмов ... повреждений нигде никаких не оказалось и по отзывам командиров действовали исправно во всех отношениях. Котлы продувались снизу каждые 2 часа, а с горизонта воды - по несколько раз в час; также для сбережения их часть плавания была совершена только под двумя котлами, а в третьем меняли воду. При внимательном наблюдении за печами (топками - В.Щ.) пар держался при двух котлах на 40 фунтах ...". Это небольшое плавание продемонстрировало возросшее мастерство машинных команд и дало определенную уверенность в надежности механизмов, чего не было на первых испытаниях как клиперов так и корветов.

(Далее в тексте повторялись ранее уже приведенные чертежи парусного вооружения, прим. ВВС).

Последним европейским портом на пути отряда был Шербург (Шербур. Франция). Здесь на всех трех клиперах на нижних реях были сделаны железные бейфуты, что давало возможность брасопить брифок-реи более круто, и, соответственно, более круто идти к ветру. На выходе отряда из Шербурга, при первом знакомстве с океанским волнением, на "Пластуне" волной выбило из башмака носовую шлюп-балку, в результате чего вельбот зарылся в воду и был разбит вдребезги. Опыт был учтен: в море шлюп-тали стали закладывать за рымы на киле вельботов, что давало возможность поднимать их так высоко, что волны не доставали. Зато не взятый во внутрь и готовый к быстрому спуску вельбот, мог быть всегда сброшен на воду: их спускали часто даже на очень большом волнении. От берегов Франции путь отряда лежал к Канарским островам, островам Зеленого Мыса и далее на мыс Доброй Надежды. Здесь в порту Саймонстаун суда были исправлены, а командам, перед походом через Индийский океан, дан отдых. Начальник отряда докладывал: "... Все суда ... оказались совершенно способными для океанских плаваний и в качествах заметно большое сходство ...", подтверждал уже сказанное "... образование носовых линий превосходное ... клиперы свободно разрезают воду без наполнения груд, не претерпевают ударов в носовую часть и на волнении всходит легко ..." и с удовлетворением отмечал "... Во всех портах иностранные морские офицеры любовались наружным видом клиперов ...". Офицеры отряда полушутя, полувсерьез сравнивали свои корабли с женщинами: высокобортные, относительно комфортабельные и сухие корветы с обстоятельной, домовитой хозяйкой, у которой порядок во всем, а изящные клиперы - с ветреной, капризной красавицей, которую не любить нельзя, а любить - мука. Действительно, служба на них не была легкой. Офицер отряда А.А. Корнилов так описывал корабельный быт: "... клиперские офицеры живут иногда по два и три года вдвоем в одной каюте, в которой едва хватает места для множества мокрого платья и сапог, почти не имея места для запасной провизии и обречены, зачастую, по два и по три дня жаться в темноте и духоте в небольшой кают-компании, наглухо закупоренной и мокрой ...". Эти два-три дня относятся к тем дням, когда клипер штормовал.


12    Впервые в дальний вояж отправился относительно многочисленный отряд. Прежде дальние плавания совершались, как правило, судами-одиночками, в лучшем случае - парой. Учитывая все это Морской Ученый комитет. КТК и Медицинский департамент Морского министерства выдали начальнику отряда подробнейшие инструкции каждый по своему заведованию.

Оглавление

Hosted by uCoz