Оглавление

24 июля 1858 г. в Тихий океан ушел 2-й Амурский отряд капитана 1 ранга А.А. Попова в составе корветов "Рында" и "Гридень" и клипера "Опричник" (командир капитан-лейтенант М.Я. Федоровский). От берегов Европы путь отряда лежал к берегам Южной Америки и первым неевропейским портом стал Рио-Жанейро (Рио-де-Жанейро, Бразилия). На переходе в Атлантике было замечено, что клипер под парусами "... несмотря на все рифы, взятые у бизани нес много руля на ветре ... и был не в состоянии состязаться с корветами ..." тоже хорошими ходоками. Происходило это от того, что центр парусности лежал позади центра бокового сопротивления корпуса и судно имело тенденцию приводиться к ветру, для воспрепятствования чему руль клали на борт, в результате снижалась скорость хода. Исправить недостаток можно было переместив центр парусности в нос, например, убавив парусов в корме и добавив в носу. Поэтому, во время стоянки в Рио, желая "... устранить все препятствия к достижению того результата, которое обещало превосходное образование подводной части клипера ..." будущий "беспокойный адмирал" распорядился укоротить на 7½ фута (ок. 2,3 м) бизань-мачту, сняв для облегчения ее пару вант и топ-шкентели, сделать новый бушприт на 4 ф (1,2 м) длиннее старого и грот-мачту оснастить прямыми парусами как на фок-мачте (см. черт. 3в). Плавание через южную Атлантику и Индийский океан показало, что хотя и не удалось полностью избавиться от недостатка, "Опричник" "... под двумя марселями и брамселями решительно обгонял корветы при всех курсах, за исключением только тех обстоятельств, когда под рифлеными марселями он лежал в бейдевинд без кливеров ...". По прибытии отряда в Сингапур А.А. Попов направил в Морское министерство рапорт с описанием произведенных работ, приложив к нему чертеж новой парусности и укладки ростр. Посетив на дальнейшем пути Манилу, Кантон и Нагасаки, отряд в начале лета 1859 г. прибыл в Николаевск-на-Амуре.

В это время на Балтике готовился к походу 3-й Амурский отряд. В его состав вошли корвет "Посадник" и клипера "Наездник" (капитан-лейтенант Н.А. Ратьков) и "Разбойник" (капитан-лейтенант П.А. Селиванов). Отрядным начальником был назначен капитан 1 ранга Дюгамель. "Разбойник" предполагалось отправить еще в 1857 г., но тогда в его котлах обнаружился дефект, для устранения которого потребовалось изготовить новые топки. Ремонт котлов на Кронштадтском Пароходном заводе завершился лишь к компании 1859 г. На "Наезднике" котлы, как говорилось выше, были повреждены на переходе из Архангельска. В Кронштадт клипер пришел 24 мая 1857 г., а в начале июня котлы из него выгрузили и отправили на Ижорские заводы. По поводу случившегося КТК запросил мнение бывшего командующего отрядом. Тот указал на упущения со стороны механиков, которые "... хотя и соединяли в себе познания и усердие, но не имели опытности, а с машинами высокого давления обращались в первый раз ...". Комитет, согласившись с объяснением А.А. Попова, со своей стороны отметил, что "... котлы на клиперах ... для соблюдения условий помещения их ниже грузовой ватерлинии сделаны, по необходимости, длинные сравнительно со своим малым диаметром (вышиною) и от того горячая часть их весьма часто оголяется от воды при ходе судна во время сильных ветров ..." До конца года к ремонту не приступали т.к. через находившегося во Франции капитана 1 ранга П.Ю. Лисянского было получено предложение изобретателя водотрубного котла Бельвиля, который, на определенных условиях, предлагал установить на "Наездник" два котла своей системы. Рассмотрев вопрос КТК признал, что "... ввиду отсутствия каких-либо гарантий ... и новизны дела ... предложение может быть выгодно лишь Бельвилю ...". 11 декабря 1857 г. П.Ю. Лисянскому сообщили, что глава морского ведомства распорядился "... теперь заказа не делать а ... следить за ходом изобретения ...". После закрытия вопроса о предложении Бельвиля котлы "Наездника" в январе-феврале освидетельствовались рядом комиссий, которые нашли, что "... ремонт их соизмерим с изготовлением новых котлов ... но чтобы не лишать новое судно плавания ..." котлы исправить: во внутреннем плавании их можно будет эксплуатировать около 2-х лет. На журнал КТК от 10 марта с изложением дела генерал-адмирал Константин наложил резолюцию: "... Делать издержки и исправлять котлы на этот год не стоит; лучше сделать ... новые, т.к. в будущем году он идет в Океан ...". Новые котлы клипера, чертеж которых разрабатывался КТК, по рекомендации инженер механика штабс-капитана Д.Я. Эшапара, имели диаметр на 1 ф 6 д (ок. 0,45 м) более чем прежние и железные дымогарные трубки. Контракт на их изготовление был заключен с механиком Бартом 28 ноября и в апреле 1859 г. котлы были готовы.

В середине января 1859 г. командир "Наездника" капитан-лейтенант Н.А. Ратьков предложил изменить парусность клипера, а именно, за счет уничтожения бом-брамселей, увеличить на 3 ф 3 д (около 1 м) высоту марселя, сделав его с тремя рифами вместо двух, увеличить на ту же величину высоту марса-лиселей и сделать треугольные ундер-лисели. Запрошенный комитетом по данному предмету бывший командир клипера капитан-лейтенант Цамушали отметил, что "... парусность его испытана при всех обстоятельствах и оказалась весьма удовлетворительной ...". Чем бы окончилось дело сказать трудно: рациональное начало присутствовало в предложении Н.А. Ратькова: ведь марсели были самыми "работающими" из прямых парусов, но вовремя подоспел рапорт А.А. Попова о переделках на "Опричнике" и управляющий Морским министерством разрешил изменения "... согласно докладной записке капитана 1 ранга Дюгамеля и представленным замечаниям фл.-адъют. Попова ...". Новый чертеж парусности для клиперов 3 Амурского отряда, составленный при конторе над Кронштадтским портом, несколько отличался от чертежа, представленного А.А. Поповым: в частности наличием бом-брамселей и др. подробностями. Размеры марселей оставались без изменения. Незадолго до выхода отряда было решено послать суда без отрядного начальника, чтобы не стеснять их условиями совместного плавания. 24 августа из Кронштадта ушел клипер "Наездник", а на следующий день - "Разбойник".

Оглавление

Hosted by uCoz