Как видно из доклада, сразу же после войны английское адмиралтейство предусмотрело неминуемое в будущем увеличение размеров и разрушительного действия авиабомб и развитие методов атаки с воздуха. Не имея в то время возможности произвести опытную бомбардировку корабля, адмиралтейство решило провести опыты способом, аналогичным тому, который применяется при испытаниях сопротивляемости брони артиллерийским снарядам.
Предварительные опыты начались в 1920 году. Согласно опубликованным данным, речь, по-видимому. шла об опытной бомбардировке смонтированных на суше частей корабельной защиты.
Следующий этап опытов состоял в определении пробивной способности бомб различных типов и необходимой толщины брони, способной противостоять удару. Эти опыты начались в 1921 году и продолжались до настоящего времени. В итоге имеется возможность точно рассчитать необходимую толщину палубы, способную выдержать удар различных по типу и весу бомб, сброшенных с разных высот. Полученные результаты были использованы для внесения изменений в конструкцию защиты построенных кораблей.
Однако, задача определялась не только установлением пробивной способности бомб. Необходимо было разрешить и другие существенные вопросы, например, разрушительное действие взрыва бомб с замедленным и взрывателями и действие их осколков после пробития броневой защиты. Адмиралтейство и министерство авиации провели ряд опытов для установления видов конструкции, способных ограничить действие взрыва. Оба ведомства пришли к выводу, что новейшие линкоры снабжены достаточной защитой от бомб различного калибра. Для установления эффекта действия бомб с высокочувствительными взрывателями на палубы, мостики и надстройки, были предприняты дополнительные опыты. С этой целью на определенном расстоянии от этих частей корабля взрывались бомбы различного веса, и адмиралтейство сообщало комиссии результаты воздействия этих взрывов на боеспособность корабля.
Соответственные опыты производились также для выяснения действия подводного взрыва вблизи от корпуса корабля, которое, по мнению некоторых лиц, должно было быть исключительно эффективным. Комиссия адмиралтейства ссылалась при этом на американские опыты 1921 - 1925 годов, вызвавшие в свое время большой интерес и отчасти приведшие к выводу об отсутствии надобности в линкорах. Однако, она считает вопрос еще недостаточно выясненным. Заслуживает внимания тот факт, что американское правительство, лучше всего информированное о результатах этих испытаний, не нашло нужным отказаться от постройки больших кораблей. Адмиралтейство занялось значительно более глубокой проработкой вопроса сопротивляемости кораблей авиабомбам, по сравнению с опытами, проведенными в США.
Комиссия была хорошо осведомлена о всех опытах, проводившихся адмиралтейством в тесном контакте с министерством авиации, и отметила, что результаты опытов и испытаний были успешно использованы при постройке новых линкоров.
В связи с первой частью доклада комиссии, интерес представляет обзор опытов бомбардировки кораблей, производившихся в США в 1921 году. Совместные опыты морского ведомства и военно-воздушных сил США вначале заключались в бомбардировке прицельными бомбами управляемого по радио корабля-мишени "Iowa" и объекта, находившегося на суше и соответствовавшего по своим размерам линкору "Indiana", с целью установления общего процента попадания и соотношения между прямыми попаданиями и ожидаемым действием взрывной волны и промахами. В дальнейшем бомбардировка производилась по нижеуказанным американским и бывшим германским кораблям для определения процента попаданий, действия прямых попаданий и взрывов в" воде близ корпуса корабля.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ В АМЕРИКАНСКОМ ФЛОТЕ.
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "INDIANA".
Неподвижная цель - линкор "Indiana", спущен на воду в 1893 году (10.240 тонн, 110x21 м) Радиус зоны "близких взрывов" - 25 м. Высота бомбометания 1800 м. Сброшена 281 бомба, из которых 55 попало в корабль и 50 упало вблизи цели.
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "IOWA".
Подвижная цель - управляемый по радио корабль-мишень "Iowa", спущен на воду в 1896 году (11.400 тонн, 110x22 м; скорость хода 15 узлов). Имелась возможность некоторого уклонения от атаки маневрированием. Высота бомбометания неизвестна. Сброшено 80 бомб, отмечено два попадания.
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ALABAMA".
Неподвижная цель - линкор "Alabama" постройки 1898 года (11.750 тонн, 112x7,2 м, бортовая защита - главный броневой пояс толщиной 419 мм и верхний пояс 152 мм; горизонтальная защита: нижняя броневая палуба с толщиной брони горизонтальной части 75 мм и скоса 102 мм; верхняя броневая палуба в средней части корабля толщиной 38 мм; подводная защита: междудонное пространство, доведенное до броневого скоса, и бортовые угольные ямы; противоторпедных переборок не было, имелась лишь продольная переборка в диаметральной плоскости в районе машинного и котельного отделений; были ли наполнены угольные ямы во время испытаний - сведений не имеется).
Опыты производились с зажигательными (фосфорными), слезоточивыми, химическими и фугасными бомбами, причем высота бомбометания не сообщалась.
Результаты:
1) Двумя самолетами было сброшено 8 зажигательных (фосфорных) бомб по 11 кг веса; достигнуто одно попадание. Весь корабль закрылся густым белым дымом, частицы фосфора горели в течении нескольких минут на всей верхней палубе.
2) Из нескольких сброшенных слезоточивых бомб весом по 11 кг попало в цель 3 бомбы. Через 45 минут после газовой атаки на корабль можно было войти лишь в противогазах.
3) Двумя самолетами было сброшено 8 слезоточивых бомб по 23 кг. Число попаданий не указано. Через два часа после газовой атаки весь корабль оставался полностью зараженным. Буксир, посланный для осмотра, смог пристать лишь к носу с наветренной стороны.
4) Двумя самолетами было сброшено по одной фугасной бомбе в 907 кг, снабженной взрывателем замедленного действия. Обе бомбы пробили в носу все палубы до броневой и затем взорвались. Давлением газов верхняя палуба была повреждена на 9 метров в длину и на протяжении 6 метров поднята и загнута кверху, что создало препятствие для наведения носовой башни.