РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ В БРИТАНСКОМ ФЛОТЕ.
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "AGAMEMNON".
Испытания подобного рода производились также и в английском флоте: Цель - управляемый по радио корабль-щит "Agamemnon" (бывший линкор). Бомбардировка производилась прицельными бомбами по кораблю, шедшему полным ходом со скоростью 15 узлов, и в результате дала небольшой процент попаданий.
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ-ДРЕДНОУТ "MONARCH".
Цель - линейный корабль "Monarch", подлежавший уничтожению, согласно условиям Вашингтонского соглашения. Спущен на воду в 1911 году; нормальное водоизмещение 23.000 тонн, 178x27x8,4 м. Бронирование: главный пояс 305 мм, верхний пояс 209 мм, оконечности 102 мм. Броневая палуба 76 мм. Система подводной защиты с противоторпедными переборками толщиной 37 мм была обычной для всех английских кораблей, построенных до Ютландского боя по проектам Watts'a. Испытаниям придавалось особо важное значение, так как они должны были служить руководящим материалом для решения вопроса о внесении изменений в конструкцию многих английских линкоров, спроектированных на основании тех же принципов и оставшихся после заключения Вашингтонского соглашения в строю ("Queen Elisabeth" и др.).
Результаты:
1) Сброшены авиационные бомбы, отмечено несколько попаданий.
2) Цель обстреляна 152-мм орудиями крейсера типа "С".
3) Цель обстреляна 381-мм орудиями с дистанции 18-22 км артиллерией линкора "Royal Sovereign" и линейных крейсеров "Hood" и "Repulse". По-видимому, защита линкора от артиллерийского огня была исключительно эффективной, так как только огонь "Repulse" с которой дистанции дал положительный результат. Это обстоятельство имеет особый интерес, поскольку "Queen Mary" и другие линейные крейсеры, участвовавшие в Ютландском бою, имея защиту, в общем мало отличавшуюся от описанной, были чрезвычайно быстро потоплены противником. Если на борту "Monarch" не было боезапаса, то именно этим следует объяснить полученные результаты. Однако, точных сведений о практически достигнутых результатах не опубликовано. Поэтому можно сделать лишь некоторые выводы относительно английских кораблей, например при перестройке линейных крейсеров "Renown" и "Repulse" и при проектировании линкоров "Nelson" и "Rodney", о которых имеется мало данных. Известно, что линкор затонул через 22 часа после начала обстрела.
ОПЫТЫ В ДАТСКОМ ФЛОТЕ. БРОНЕНОСЕЦ "OLFERT FISCHER".
В 1937 году подобные опыты велись в датском флоте с броненосцем береговой обороны "Olfert Fischer". Единственной целью их было обучение летного состава бомбометанию и установление возможности попадания при различных методах атаки и при уклонении атакуемого корабля маневрированием. Сбрасывались только легкие прицельные бомбы, при этом корабль маневрировал с полным составом экипажа на борту. Дымовые трубы и другие отверстия были обеспечены специальной защитой, а мелкие детали, находившиеся на палубе, были защищены мешками с песком и т.п.
"Olfert Fischer" спущен на воду в 1903 году. Нормальное водоизмещение 3700 тонн; 86,5x15,4x5,0 м, скорость хода 15,8 узла; горизонтальная броневая палуба (верхняя) толщиной 50 мм на уровне верхней кромки бортового броневого пояса.
Всего было сброшено 260 бомб, из которых только 10 попало в цель, в том числе четыре бомбы из 16, сброшенных с высоты 1000 метров на пикировании.
На основании вышеприведенных более или менее достоверных данных опытов по бомбардировке кораблей, можно сделать следующие выводы.
1) Опыты, проведенные в американском флоте, особенно те, для которых были использованы бывшие германские, а также американские устаревшие линкоры, имеют некоторую ценность, хотя их и следует рассматривать скорее как публичную демонстрацию, чем как действительно научно и технически серьезно поставленные опыты. Условия погоды и видимости для авиации были самыми благоприятными: корабли стояли на якоре. Часть их, например "Ostfriesland", - единственный из группы старых линкоров, имевший подводную защиту, - находилась в очень плохом состоянии. Нижние угольные ямы, обычно входящие в систему подводной защиты, по-видимому, не были заполнены и т.п.
Установка на скорость потопления корабля ограничила возможность производства детальных снимков результатов попаданий. Часть кораблей была потоплена на большой глубине: они не могли быть подняты, вследствие чего остались неизвестными результаты подводного взрыва, имеющие важное, большей частью решающее значение. Лишь последний опыт с современным линкором "Washington" был проведен до некоторой степени систематично.
2) Большинство применявшихся бомб были чисто фугасного действия: процент взрывчатого вещества достигал 50% всего веса. Относительно крупные заряды весом около 450 кг у бомб по 903 кг давали большой эффект при соответствующем попадании, то есть при взрыве после пробития легких небронированных палуб или под водой, вблизи наружной обшивки.
Последствием взрыва внутри корабельных помещений или надстроек являлось полное разрушение переборок, срыв или выворачивание настила палуб на значительную высоту (у "Alabama" на 6 метров), срыв близлежащих частей корпуса, например труб и мачт ("Alabama" и "Virginia"). В отношении предполагаемого действия взрыва на команду, все данные сводятся к тому, что, по-видимому, никто из находящихся на палубе не остался бы в живых.
3) В одном случае прямым попаданием был потоплен старый линкор "New Jersey". Однако, подробные сведения о месте попадания, пробитии броневых палуб и т.д. отсутствуют. Наиболее крупные корабли были потоплены в результате падений бомб вблизи корпуса корабля, по характеру действия аналогичных с взрывом торпеды с большим зарядом. Снимки потопленного таким образом корабля, после заделки пробоин и поднятия его на поверхность, показывают исключительно большую площадь повреждений наружной обшивки. С другой стороны следует отметить, что во время опытов с "New Jersey" подводный взрыв одной бомбы в 907 кг в непосредственной близости от корабля так мало повредил его. что он получил лишь незначительный крен и мог оставаться на плаву неограниченно долгое время.