Оглавление

ДАЛЬНЕЙШИЕ ОПЫТЫ.

Следующая серия опытов проведена в 1924 - 1925 годах. Они особенно интересны тем. что в последней стадии их впервые был атакован и потоплен современный военный корабль с защитой соответствующей конструкции.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "VIRGINIA".

Цель - линкор "Virginia": спущен на воду в 1904 году; нормальное водоизмещение 15.200 тонн; 134,5x23,2x7,2 м; бронирование: бортовой пояс в средней части 280 мм и в оконечностях 102 мм; казематная броня 152 мм, нижняя броневая палуба со скосом, примыкающим к бортовому поясу; толщина брони горизонтальной части 38 мм и скосов 76 мм. Во всю длину корабля тянется коффердам, наполненный целлюлозой. Каземат разделен средней продольной броневой переборкой в 64 мм и поперечными противоосколочными переборками толщиной 38 мм, толщина батарейной палубы (верхней броневой) не указана. - по-видимому, не более 38 мм. Система подводной защиты и разделения на водонепроницаемые отсеки, вероятно, та же. что и у линкоров последующего типа "Connecticut". По Hovgard'y линкоры типа "Connecticut", водоизмещением 16.000 тонн, принадлежали к увеличенному типу "Virginia", имея в основном ту же конструкцию. Приведенный Hovgard'oм поперечный разрез линкора "Connecticut" показывает, что подводная защита его состояла из коридоров шириной около 1,2 метра и бортовых угольных ям шириной примерно по 4,5 метра в районе машинных и котельных отделений. Противоторпедные переборки отсутствовали. Для разделения внутренней части корабля характерным является установка средней продольной переборки в районе машинного и котельного отделений: последние были размещены попарно в трех последовательно расположенных отсеках.

Во время испытаний корабль стоял на якоре. Были ли заполнены бортовые отсеки подводной части - неизвестно. Точная высота бомбометания не сообщалась, но по некоторым данным она была равна 900 метрам. Сбрасывались бомбы весом 500 кг. Количество сброшенных бомб неизвестно. Достигнуто прямое попадание четвертой бомбой, по-видимому, в надстройку над казематами, не имевшую брони. Линкор получил сильные повреждения: все три дымовые трубы и обе мачты были сбиты, надстройки и прочие установки, находившиеся на палубе, почти совершенно разрушены. Из всех сброшенных бомб только несколько упали на расстоянии, превышавшем 90 метров от цели. Бомба, решившая участь корабля, упала рядом с ним, произведя сильный взрыв, линкор затонул через 6 минут 35 секунд после этого попадания и через 20 минут после первого прямого попадания.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "NEW JERSEY".

Цель - линкор "New Jersey" (однотипен с "Virginia"); спущен на воду в 1904 году. Линкор стоял на якоре; чем были заполнены помещения подводной защиты - неизвестно.

Результаты:

1)  Атака производилась шестью самолетами, сбросившими бомбы по 907 кг. Точность бомбардировки была снижена плохим действием бомбосбрасывателей. Почти все бомбы упали в воду в одно и то же место, рядом с кораблем, причем отмечено близкое попадание одной бомбы Корабль получил легкий крен, который в течение четырех часов не увеличился. Одно или два отделения, по-видимому, были затоплены.

2)  Были сброшены бомбы по 500 кг. Высота бомбометания 3000 метров (?). Число сброшенных бомб неизвестно Отмечено одно близкое попадание, не давшее особого эффекта. Линкор был потоплен, по-видимому, прямым попаданием.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ-СВЕРХДРЕДНОУТ "WASHINGTON".

Цель - линкор "Washington", типа "Maryland", спущенный в 1920 году. Три линкора этой серии - "Maryland", "Colorado" и "West Virginia"- находятся в строю, и один, согласно Вашингтонскому соглашению, подлежал сдаче на слом. Главные элементы: нормальное водоизмещение 33.800 тонн; 190,2x29,65x9,3 м. Бронирование бортовой пояс 343 мм; верхняя горизонтальная броневая палуба, на уровне кромки поясной брони - 89 мм, нижняя горизонтальная броневая палуба, находящаяся на одну палубу ниже - 37-51 мм; надводная часть корабля не защищена. Подводная защита: с каждого борта три противоторпедных переборки по 19 мм и бортовая наделка, выполняющая функцию камеры расширения (общая ширина на каждый борт 5,25 метров). Внутренняя часть корабля разделена двумя бортовыми продольными и большим числом поперечных переборок. При этом между двумя продольными переборками находились турбогенераторные установки, а по бортам - котельные отделения, рассчитанные каждое на один котел, и три помещения для гребных моторов - линкор имел четыре винта.

К моменту испытания на линкоре имелись все механизмы и установки, кроме артиллерии.

Во время испытания линкор стоял на якоре. Цистерны противоторпедной защиты были заполнены нефтью или водой. Опыты закончились 25 ноября 1924 года потоплением линкора.

Результаты:

1) Первый день опытов. Цель обстреливалась линкором "Texas" из 356-мм орудий, дистанция не указана. Малое число снарядов пробило броню; в результате обстрела линкор получил течь и накренился на несколько градусов.

2) Второй день опытов. Испытывалось действие взрывов, для чего было использовано пять разрывных зарядов. Сведения о типе их различны. По некоторым данным были использованы самые тяжелые бомбы (907 или 1950 кг), взорванные на большой глубине у наружной обшивки соответственно близкому падению, или две головные части торпед, взорванные в непосредственной близости у наружной обшивки. Во всяком случае, бомбы не были сброшены с самолетов, а закреплены на подвесе или на другом приспособлении и взорваны у корпуса. Действие взрыва оказалось сравнительно слабым. Корабль остался на плаву, причем пробоины не были заделаны и водоотливные средства не применялись.

Цель обстреливалась 356-мм орудиями, с дистанции 22.900 метров. Броня была несколько раз пробита, и тяжелые броневые плиты сорваны. Некоторые снаряды, по-видимому, пробили корпус корабля насквозь (вероятно, в незабронированной подводной части). Судя по более поздним данным, с самолета сбрасывались фугасные снаряды калибром 356 мм.

Испытания должны были показать эффективность вертикальной, горизонтальной и подводной защиты против трех видов оружия. Самые тяжелые повреждения линкор, по-видимому. получил в результате обстрела из крупных орудий.

Линкор "Washington" принадлежал к самым новым и совершенным американским большим линейным кораблям, при постройке которых был учтен опыт войны. Поэтому производившиеся испытания имеют первостепенное значение, но, к сожалению, сведения об опытах с ним чрезвычайно скудны и частично противоречивы, результаты их держатся в секрете. На основании ограниченной информации, опубликованной об этих испытаниях, выводов сделать нельзя, если не считать того, что морское ведомство США не внесло после опытов никаких изменений в устройство линкоров типа "West Virginia" и, по-видимому, при модернизации линкоров более ранней постройки применило конструктивные идеи этого линкора.

Оглавление

Hosted by uCoz