При ближайшем знакомстве с соответствующими данными результатов бомбардировки бросается в глаза относительно малая живучесть "Ostfriesland" no сравнению с "Washington". При этом осталось неизвестным, какое значение имело упоминавшееся выше плохое состояние "Ostfriesland" (отсутствие предусмотренных заполнителей в бортовых отсеках, запущенное состояние водонепроницаемых закрытий и положение и состояние пробоин). Во время опытов с "Washington" взрывы даже самых крупных бомб не разрушили подводной защиты.
4) По-видимому, даже тонкие броневые палубы не были пробиты бомбами применявшихся типов. При взрыве у броневых палуб внутри корабля его взрывное действие распространялось преимущественно в направлении наименьшего сопротивления, то есть вверх или в сторону ("Alabama"). При взрыве на открытых верхних броневых палубах действие его, в соответствии с теорией расширения газов, было сравнительно слабым.
На основании опытов, проведенных в американском флоте, были сделаны следующие выводы:
1) Относительно сильное действие прямых попаданий на "New Jersey" и "Virginia" объясняется тем. что эти корабли не имели верхней броневой палубы (во всяком случае в местах падения бомб). Бомбы пробивали палубы до взрыва, который следовал уже в закрытых помещениях, вследствие чего эффект его увеличился.
2) Для пробивания верхней броневой палубы бомба должна обладать необходимой силой, то есть по своей конструкции должна удовлетворять баллистическим требованиям артиллерийского снаряда. Для этого прежде всего пришлось бы уменьшить вес заряда с 50% до 10-20% от общего веса бомбы.
Следует отметить, что по американским данным вес заряда, например, у 305-мм фугасно-бронебойного снаряда составляет 2,6%. а у так называемого обыкновенного ("Common Shell"), фугасного снаряда, снабженного взрывателем с замедлением, применяемым против брони средней толщины - 6,1%, а у снарядов калибром 356 мм фугасного и осколочного действия ("Bombardement Shell"), предназначенных, главным образом, для стрельбы по сухопутным целям, то есть по небронированным объектам 11,5%.
Однако, принятие для бомб конструкции бронебойного снаряда означало бы отказ от преимуществ разрывного действия при взрыве ее в закрытом помещении или при подводном взрыве, в случае близких падений, достигаемого, главным образом, наличием относительно большой массы взрывчатого вещества.
3) Для разрушения бронированных частей, кроме пробивной силы, требуется еще и достаточная ударная сила, являющаяся результатом скорости падения бомбы при встрече с целью. Это достигается только при сбрасывании бомбы с достаточно большой высоты, что. однако, имеет свои отрицательные стороны, как-то: уменьшение точности попадания и зависимость от видимости. В сообщении журнала "Army and Navy Journal" (от 9 сент. 1923) указано, что при бомбардировке с высоты 9000 метров скорость падения бомбы равна 300 м/сек., а при высоте 1200 - 150 м/сек.
Таблицу см. в примечаниях в конце статьи.
Описанные выше опыты бомбардировки кораблей производились не только с целью установления производимого взрывом эффекта, но отчасти и с целью определения вероятности попадания в неподвижные и движущиеся цели.
Эти опыты бомбардировки дают, не считая близких падений, процент попадания порядка 2,5-3,8 (в "Iowa" из 80 сброшенных бомб попало 2, в "Olfert Fischer" из 260 сброшенных бомб попало 10), против 10-25% в среднем при артиллерийском обстреле. Этот процент по различным источникам сильно колеблется в зависимости от дистанций, скорости движения цели, условий видимости и т.п., причем процент попаданий артиллерии оказывается более высоким. По результатам Ютландского боя в боевой, меняющейся обстановке, в различных фазах сражения, германская артиллерия достигла в среднем 3,33% попаданий, английская - 2,17%, то есть значительно меньше, чем в условиях мирного времени.
Говоря о вероятности попаданий в боевой обстановке в движущиеся цели, могущие уклоняться маневрированием, следует вспомнить сведения, сообщенные контр-адмиралом W.A. Moffe, что во время мировой войны американские самолеты совершили в общем 39 атак на германские подводные лодки, сбросив при этом всего 80 тонн бомб. Считая средний вес одной бомбы 100 кг, являющийся для гидросамолетов того времени сравнительно высоким, оказывается, что было сброшено, свыше 800 бомб. Потоплено же было максимально три подлодки. Учитывая, что для потопления одной подлодки требуется два попадания, на 800 сброшенных бомб приходится шесть попаданий, то есть всего 0,75%.
В докладе английской правительственной комиссии об уязвимости линкоров при воздушных атаках вопрос о вероятности попадания при бомбардировке на горизонтальном и пикирующем полете и при торпедометании, а также о влиянии зенитного огня на точность попаданий, затронут поверхностно. В отчете указывается, что на горизонтальном полете атака должна производиться при достаточно хорошей видимости, что необходимо для быстрой наводки, и с высоты, обеспечивающей сброшенным бомбам точность прицельных приспособлений, имеются многочисленные факторы, отрицательно влияющие на точность попадания даже в условиях мирного времени, как-то: маневрирование цели, изменение высоты полета, большая быстроходность самолетов. Чтобы сделать окончательные выводы, комиссия предлагает произвести дальнейшие опыты.
На пикировании атака выполняется в тех случаях, когда высота облаков не допускает бомбардировки на горизонтальном полете. Совместное применение обоих методов атаки является успешным для рассредоточения огня противника. Вероятность попадания при атаках на пикировании в условиях мирного времени установлена соответствующими английскими ведомствами. Продолжаются опыты с целью определения влияния высоты сбрасывания бомб, величины угла пикирования и продолжительности полета на точность попадания. При проведении этой работы комиссия рекомендует тесное сотрудничество заинтересованных военных штабов
Вопрос о торпедных атаках с самолетов комиссией специально не изучался. По этому поводу лишь говорится, что сбрасывание торпед может осуществляться с очень незначительной высоты и что недостатком этого метода атаки является то. что она направлена как раз против наиболее защищенной части корабля.
Относительно влияния огня зенитной артиллерии на вероятность попадания в докладе комиссии указывается, что. независимо от непосредственных потерь и повреждений самолетов, на летчиков оказывают моральное воздействие происходящие вблизи разрывы снарядов. Они создают такую же помеху, как неблагоприятные условия погоды, которые тоже весьма сказываются на точности попадания