Оглавление

В третьем разделе доклада английской комиссии рассматривается действие зенитного огня, открываемого кораблями при воздушном нападении. Комиссия отмечает большие затруднения при обсуждении этого вопроса, так как взгляды адмиралтейства и генерального штаба воздушных сил сильно расходятся. Для отражения атак пикирующих бомбардировщиков и самолетов-торпедоносцев, адмиралтейство разработало специальное оружие. Под последним, по-видимому, подразумевается главным образом многоствольные автоматические 47-мм орудия, с восемью стволами на одном станке. В конце доклада говорится, что современная многочисленная и скорострельная зенитная артиллерия позволяет вести исключительно мощный сосредоточенный огонь, который безусловно сильно скажется на вероятности попадания и моральном состоянии экипажа самолетов. При критике зенитного оружия, исходя из опыта прошлой мировой войны, забывают, что самолет, не считая повышения быстроходности, остался таким же уязвимым, и при увеличении своих размеров представляет собой более выгодную мишень, в то время как число, калибр, вес залпа, меткость и скорострельность зенитных орудий значительно повысились.

Интересные новые данные о влиянии скорости и высоты полета на расчет зенитного вооружения содержит статья полковника итальянского корпуса морского оружия Bianco di Secondo. Повышение скорости до 120 м/сек (432 км/час) и высоты полета до 6000 метров привело, прежде всего, к значительному удалению самолета от атакуемого корабля в момент бомбардировки и, с другой стороны, к уменьшению продолжительности воздействия зенитного огня с момента обнаружения самолета. При большой скорости и высоте полета - при атаке на горизонтальном полете - самолет достигает точки бомбометания раньше, чем может быть взят под огонь орудиями малого и среднего калибров, вследствие малой дальности их стрельбы. Таким образом, против современных скоростных и высоколетящих самолетов эффективными являются орудия калибром 90-100 мм, причем достаточная эффективность огня может быть достигнута лишь при наличии соответствующего числа орудий. Следовательно, повышение скорости и потолка самолетов требует увеличения доли веса зенитной артиллерии в общей весовой нагрузке.

Таким образом, перспективы попадания в самолеты, вследствие уменьшения эффективности скорострельных автоматических орудий и пулеметов, сильно снизились. Из таблиц, приводимых Bianco di Secondo. видно, что вероятность попадания в быстроходные, летящие на большой высоте самолеты уменьшилась на одну четверть по сравнению с прежними условиями, когда бомбардировка производилась при скорости полета в 50 м/сек (180 км/час) и высоте 2000 метров.

Bianco di Secondo указывает, что вероятность отражения воздушного нападения в значительной мере определяется временем обстрела (от момента обнаружения атакующего самолета до сбрасывания им бомб). Последнее зависит от высоты и скорости полета и может быть заранее вычислено в зависимости от типа самолета. С увеличением скорости и высоты полета разность между моментами обнаружения самолета и бомбометания уменьшается. Расстояние, с которого самолеты могут быть обнаружены, зависит от целого ряда причин, например, от условий видимости, положения самолетов по отношению к солнцу, от типа и числа самолетов, постов наблюдения и связи, а также количества направлений, с которых производится атака, и т.д. При равном расстоянии трудность обнаружения самолета значительно возрастает с увеличением вертикального угла, то есть высоты полета. Кроме прочего, несмотря на значительное увеличение размеров самолетов, по сравнению с прежними, их защитная окраска затрудняет распознавание.

В общем, следует признать, что даже при самых благоприятных условиях наибольшее расстояние, с которого можно обнаружить атакующий самолет, равно примерно 14.000 метров при скорости полета самолетов старых типов в 180 км/час и высоте 2000 метров. При обнаружении их даже на расстоянии 6000 метров, время до момента бомбардировки составляет 92 секунды. Этот интервал уменьшается до 6 секунд при обнаружении на том же расстоянии самолетов, летящих со скоростью 360 км/час и на высоте 5000 метров. Чтобы сохранить прежнее время для обстрела, самолет нужно обнаружить, как указано выше, на расстоянии 14.000 метров. Период отражения атаки самолета сокращается еще больше (примерно на 30 секунд) в виду необходимости осуществить следующие предварительные мероприятия:
-  передать донесение с поста наблюдения управляющему огнем зенитной артиллерии и захватить цель в вилку (7 секунд);
-  определить данные стрельбы, передать и установить их на орудии (9 секунд);
-  установить трубку или вынуть патрон, зарядить, навести орудие и произвести выстрел (4 секунды);

Наконец, следует учитывать время полета снаряда (11 секунд). Таким образом, только на 31-й секунде первые снаряды разорвутся вблизи цели Следовательно, фактическое время действия огня, от момента обнаружения самолета до момента бомбометания, значительно сокращается.

Если принять, что скорострельность орудий калибром 88 и 105 мм равна 15 выстрелам в 1 минуту, то при указанных калибром выше благоприятных условиях относительно малой скорости и высоты полета можно было произвести по цели 15 залпов. Однако, при атаке современных самолетов действие огня при обнаружении их на расстоянии, меньшем 8000 метров, уже недостаточно.

На основании этого Bianco di Secondoe приходит к выводу о необходимости нахождения средств для возможно более раннего обнаружения самолета, сокращения времени между моментом опознания цели и открытием огня, повышения его эффективности и плотности, то есть увеличения числа и скорострельности орудий и. наконец, достижения предельной точности управления с самого начала открытия огня.

Из рассмотренных выше возможностей действия самолетов против линкоров и последних против самолетов вытекают следующие положения по вопросу: Останется ли линкор в будущем, как и до настоящего времени, основным оружием и решающим средством борьбы в войне на море? Одним из основных свойств линкора должна быть способность противостоять любому виду оружия, применяемому в морской войне, то есть артиллерии, торпеде, мине и авиабомбам. В целях обеспечения защиты от нападения с воздуха, необходимо произвести переоценку соответствующих защитных устройств. По мнению английского адмиралтейства, никакая конструкция корабля не может обеспечить его полной неуязвимости против всех этих видов атак. Однако, оно утверждает, что современный линкор можно построить с таким распределением брони по палубе и бортам и с такой системой внутреннего подразделения на водонепроницаемые отсеки, что повреждения с воздуха не окажутся для него гибельными. Действие бомб аналогично действию отвесно падающих артиллерийских снарядов.

Оглавление

Hosted by uCoz