ОРУДИЙНАЯ БАШНЯ КРЕЙСЕРА "HARUNA" с 4,5-метровым ДАЛЬНОМЕРОМ
![]()
|
![]()
|
"KONGO" И "HIEI" | "HARUNA" И "KIRISHIMA" |
РАЗЛИЧИЕ ОРУДИЙНЫХ БАШЕН |
Четыре 2-орудийные башни (на "Kongo" и "Hiei" они были выполнены многогранными, на "Haruna" и "Kirishima" - округленными) с 356-мм/45-калиберными орудиями, с наибольшим углом возвышения 25 градусов, размещались все в диаметральной плоскости корабля - две в носовой части, одна за третьей дымовой трубой и одна в корме, причем средняя башня располагалась между котельными и машинными отделениями. Английский "Lion", как известно, также имел четыре башни со сходным расположением - две в носовой части, одна между второй и третьей дымовыми трубами и одна в корме. Различие заключалось в том, что на "Lion" третья башня разбивала котельные отделения на две группы: одна в носовой части корабля и две в корме. Это привело к тому, что сама башня располагалась между дымовыми трубами и в результате этого углы ее обстрела были ограничены, а пороховые газы при выстрелах наносили серьезные повреждения надстройкам. Определенные неудобства создавало на "Lion" и расположение катеров и шлюпок двумя группами в носовой и кормовой частях корабля, вызванное этими же обстоятельствами.
Для достижения высокой скорости новые линейные крейсера нуждались в достаточно объемных помещениях в средней части корпуса для установки котлов и машин. На "Lion" отдать наиболее широкую среднюю часть корабля для котлов (наиболее громоздкая часть машинной установки) было весьма затруднительно поскольку требовалось выделить еще и место для размещения артиллерийских погребов средней башни.
"Kongo" же имел расположение третьей башни между машинными и котельными отделениями, и, таким образом, все три дымовые трубы были сконцентрированы в одном месте. Следовательно, он имел и гораздо большие углы обстрела для орудий башни N-3. Такое расположение орудий главного калибра и несомненные его преимущества, послужило причиной изменения первоначального проекта при постройке британского линейного крейсера "Tiger". Однако, следствием этого, стала большая ширина корабля по сравнению с "Lion".
Интересной особенностью японских крейсеров, и в то же время существенным для них недостатком, было отсутствие командно-дальномерного поста (на момент вступления в строй), хотя многие корабли других флотов мира имели такие приборы значительно раньше.
В качестве вспомогательного калибра "Kongo" японцы выбрали шестнадцать 152-мм орудий с наибольшим углом возвышения 15 градусов, и размещением их в казематах - японцы сочли, что принятые в английском флоте 102-мм пушки, были недостаточно эффективны для отражения атак неприятельских миноносцев, размеры которых росли вместе с ростом дредноутов. Позднее британский флот также перешел на 152-мм орудия (1).
По сравнению с "Lion", имевшим два 533-мм торпедных аппарата, на "Kongo" явно было сильнее и торпедное вооружение - он имел восемь торпедных аппаратов такого же калибра.
(1) Авторы не упоминали о шестнадцати 76-мм/40-калиберных пушках противоминной артиллерии, установленных на "Kongo" частью поверх башен главного калибра (по две пушки на каждой из четырех башен) и частью побортно в средней части корабля на открытой палубе поверх батареи. Интересно отметить, что три однотипных с "Kongo" крейсера имели только по восемь таких пушек, установленных побортно на палубе - от их установки на крышах башен отказались. Имелось также на каждом из этих крейсеров по семь пулеметов на специальных лафетах. Все эти пушки и пулеметы были сняты с кораблей в 1918 году.