ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ЭДЖИНКОРТ»
Создание проекта линейного корабля «Agincourt» стало возможным вследствие длительного и весьма напряженного военного и политического противостояния трех латиноамериканских стран - Аргентины, Бразилии и Чили. В немалой степени их соперничество касалось и морских вооружений. В результате этого соперничества бразильское правительство решило усилить свой флот мощным и самым современным кораблем класса дредноут, надеясь этим превзойти флоты своих противников. Поскольку собственная промышленность не могла обеспечить строительство такого крупного корабля, его решили заказать за границей, выбрав для этого английскую кораблестроительную фирму «Armstrong». Эта фирма получила заказ на проектирование линкора, а затем и заказ на его строительство. Как впоследствии оказалось правительство страны не смогло реально оценить финансовые возможности плохо развитой экономически Бразилии, отчего в конце концов линкор и оказался в составе британского флота.
Всего на первоначальной стадии проектирования были рассмотрены три эскизных проекта. Они создавались с учетом требований бразильского флота, настаивавшего на вооружении линкора наиболее мощными орудиями из существующих в мире. Именно по этой причине при рассмотрении проектов был выбран второй вариант, предполагавший 16-дюймовые орудия, которые, впрочем, еще не существовали в металле. Вместе с тем бразильцы настаивали на увеличении толщины бронирования по примеру британских линкоров, имевших по большей части 12-дюймовый броневой пояс.
Конструкторы фирмы «Armstrong», в свою очередь, убеждали сделать выбор в калибре артиллерии 14 или 15 дюймов, указывая, что 16-дюймовые орудия еще не производятся. Создание и испытания таких орудий требовало немало времени, а сами бразильцы настаивали на скорейшем выполнении заказа. Эти противоречия стали причиной споров, но в конце концов выбор пал на первый вариант - наиболее крупный по величине и самый большой по ширине. Услуги по строительству корабля предложили сразу несколько фирм, но фирма «Armstrong», как разработчик проекта, имела преимущественное право и именно она получила заказ на дальнейшее проектирование и строительство.
А тем временем в Бразилии произошли политические перемены. Буквально через несколько месяцев существовавшее бразильское правительство ушло в отставку. Ситуация в стране стала напряженной, и новому правительству понадобилось немало времени и средств для того, чтобы восстановить некоторое подобие порядка в стране. Платежи на постройку перестали поступать, а вскоре и сам заказ был признан слишком большим и дорогостоящим. Правительство Бразилии предложило аннулировать контракт, но обратилось с просьбой рассмотреть возможность постройки линкора по альтернативному, не столь дорогому проекту. Предложение было принято к рассмотрению, и за выполнение задачи взялась группа конструкторов под руководством инженера Д'Эйнкорта (Eustace Tennyson D'Eyncourt), позже ставшего главным конструктором британского флота и начальником Управления кораблестроения (DNC - Director of Naval Construction). Вся группа конструкторов отправилась в Рио-де-Жанейро, имея с собой эскизный проект Д'Эйнкорта, в основу которого были приняты предложения главного конструктора фирмы «Armstrong» Перрета (J. R. Perret, Chief Constructor).
Этот четвертый проект (по существу - вариант третьего), не был столь внушительным по размерам, но зато имел почти такой же вес бортового залпа.
«Rio de Janeiro». Предварительные эскизные проекты
(Данные проекты в процессе рассмотрения претерпели большие изменения, но по ним можно судить о сути требований бразильской стороны и о предложениях со стороны англичан)
1. Бразильский проект (Admiral Alexandrino de Alcenear) |
2. Бразильский проект (Admiral de Bacellar) |
3. Британский проект (J. R. Perret) |
4. Британский проект (Е. Т. D'Eyncourt / Perret) |
|
Водоизмещение |
31.600 ts |
30.500 ts |
31.250 ts |
27.500 ts |
Длина |
650 фут (198,1 м) |
630 фут (192,0 м) |
650 фут (198,1 м) |
632 фут (192,6 м) |
Ширина |
92 фут (28,0 м) |
90 фут (27,4 м) |
90 фут (27,4 м) |
89 фут (27,1 м) |
Осадка |
27 фут (8,23 м) |
28 фут (8,53 м) |
29 фут (8,84 м) |
29 фут (8,84 м) |
Скорость |
22 узла |
23 узла |
23 узла |
22 узла |
Вооружение |
||||
Главный калибр |
12 - 14-дм. |
8 - 16-дм. |
10 - 15-дм. (или 16-дм.) |
14 - 12-дм. |
Противоминный калибр |
16 - 6-дм., 14 - 4-дм. |
6 - 9,4-дм., 14 - 6-дм. |
14 - 6-дм., 4 - 3-дм. |
18 - 6-дм., 12 - 3-дм. |
Торпедные аппараты |
3 |
4 |
3 |
3 |
Бронирование |
||||
Главный пояс |
12-9-6 дм. |
9 дм. |
9 - 6 - 4 дм. |
9 дм. |
Верхний пояс |
8 дм. |
9 дм. |
||
Батарея |
6 дм. |
6 дм. |
6 дм. |
|
Орудийные башни |
10-12 дм. |
10-12 дм. |
12 дм. |
9 дм. |