W. Berry
Доклад в институте корабельных инженеров на 70-й сессии в Лондоне 20-го марта 1929 год. "Trans. lnst. Naw. Arch.". 1929, London, pp. 1-21.
Перевод доклада Берри (W. Berry), помещенного в сборнике "Иностранное военное кораблестроение. Линкоры. Сборник переводов из инопериодики", под ред. контр-адм. К.И. Самойлова и инж. Н.Н. Волкова. Издание ОНТБ, Ленинград, 1941.
После ратификации Вашингтонского соглашения Англия сразу же приступила к постройка двух линейных кораблей - "Nelson" и "Rodney".
Прежде чем приступить к рассмотрению характеристик этих кораблей, интересно привести краткий обзор проецирования и строительству английского линейного флота в период между постройкой линейного крейсера "Hood" и закладкой линкоров "Nelson" и "Rodney".
За этот период адмиралтейству были представлены предложения комитета, занимавшегося вопросами послевоенного строительства, и целый ряд проектов кораблей с учетом опыта войны, в результате чего в октябре 1921 года фирмам "John Brown", "Fairfield". "Swan Hunter" и "Beardmore" были даны заказы на постройку четырех линейных крейсеров.
Проектное водоизмещение этих крейсеров ровнялось 48.000 тонн, а соответствующее стандартное - 47,540 тонн.
Главные размеры кораблей ограничивались габаритами, допускающими прохождение их через Панамский и Суэцкий каналы, а также размерам и доков в Розайте и Портсмуте.
Каждый из этих кораблей имел вооружение, состоявшее из девяти 406 мм орудий, установленных в трех 3-хорудийных башнях и шестнадцати 152-мм орудий в восьми 2-хорудийных башнях.
Мощность машинной установки предполагалась 160.000 SHP, а скорость хода - 32 узла.
После линейных крейсеров рассматривался проект линкоров водоизмещением, большим на 500 тонн, и вооружением из девяти 457-мм и шестнадцати 152-мм орудий, при скорости хода 23,5 узла.
Однако, вскоре после выдачи заказов на постройку вышеуказанных четырех линейных крейсеров, и в то время, когда проект более мощного линейного корабля еще не был утвержден, было подписано вашингтонское соглашение. В связи с этим постройка линейных крейсеров в ноябре 1921 года была приостановлена до фактического начала работ, а подряды на постройку окончательно аннулированы в феврале 1922 года.
Условия Вашингтонского соглашения, предусматривавшие для линкоров стандартное водоизмещение 35.000 тонн и предельный калибр главной артиллерии 406-мм, значительно повлияли на дальнейшее проектирование кораблей. Требовалось строго соблюдать установленные лимиты и в то же время важно было полностью их использовать, обеспечивай при этом максимально высокие тактические элементы корабля. Поэтому оказывалось необходимым изыскивать и принимать всевозможные меры для экономии веса и, вместе с тем, вести расчет нагрузки при проектировании с большой точностью и тщательностью.
Статья вторая Вашингтонского соглашения разрешала Англии сразу же приступить к постройке двух линкоров. В течение 1922 года был выработан проект кораблей и были изготовлены необходимые чертежи и спецификации. В окончательно утвержденном проекте были приняты следующие элементы:
Водоизмещение стандартное |
35.000 т |
Длина наибольшая |
216,4 м |
Длина между перпендикулярами |
182,9 м |
Ширина |
32,3 м |
Осадка при станд. водоизмещении |
9,15 м |
Высота надв. борта в носу |
8,84 м |
Высота надв. борта на миделе |
7,77 м |
Высота надв. борта в корме |
|
Мощность главных механизмов |
45.000 SHP |
Число валов |
2 |
Скорость хода |
23 узла |
Число оборотов винтов в мин. |
160 |
Вместимость нефтяных цистерн |
4000 т |
Численность личного состава (при использовании в качестве флагманского корабля) |
1400 чел. |
Вооружение: 9 4О6-мм/45-кал.орудий в 3 башнях |
|
12 152-мм/50-кал.орудий в 6 башнях | |
6 120-мм/40-кал.зенитных орудий | |
8 47-мм зенитных автоматов | |
2 подводных 609-мм однотрубных ТА | |
Бронирование: |
|
Главный пояс |
356 мм |
Барбеты |
381 мм |
Башни (макс.) |
406 мм |
Палуба |
160 мм |
Заказы на постройку линкора "Nelson" были переданы в начале декабря 1922 года фирме "Armstrong Whitwort & Со." в Тайне, а на постройку линкора "Rodney" - фирме "Cammed Laird & Со." в Биркенхеде, закладка обоих кораблей была произведена 28 декабри того же года.
Механизмы для первого корабля изготовлялись формой "Wallsend Slipwau and Engineering & Co.", а для второго - строившей его фирмой. Фирма ."Armstrong Whitwort & Со." выполнила также лафеты 406-мм орудий для обоих кораблей и лафеты 152 мм орудий для линкора "Nelson". Лафеты 152-мм орудий линкора "Rodney" изготовила фирма "Vickers Ltd".
"Nelson" был спущен на воду 3 сентября 1925 года, достройка его закончилась 10 сентября 1927 года; "Rodney" сошел на воду 17 декабря 1925 года и окончен постройкой 10 ноября 1927 года.