Оглавление

Корабль

Водоизмещение

Метацентрическая высота

Ширина корпуса

Отношение GM / В

"Richelieu"

46.797 ts

9,28 ft / 2,83 м

108,5 ft / 33,07 м

0,0865

"Iowa" (1943)

54.889 ts

9,26 ft / 2,82 м

108,2 ft / 32,98 м

0,0865

"Yamato"

69.987 ts

9,81 ft / 2,99 м

121,1 ft / 36,91 м

0,0810

"Vittorio Veneto"

45.029 ts

5,27 ft / 1,61 м

106,4 ft / 32,43 м

0,0495

"Bismarck"

52.360 ts

13,43 ft / 4,01 м

118,1 ft / 36,00 м

0,1135

"Anson" (1945)

45.360 ts

7,20 ft / 2,20 м

103,1 ft / 31,42 м

0,0698

Но, при всех названных достоинствах, большая величина поперечной метацентрической высоты имела и невыгодные стороны. В первую очередь - короткий период колебаний корабля и связанная с этим стремительность качки. При следовании морем, где продольная и поперечная качка взаимосвязаны подобная стремительность колебаний создавала некоторые неудобства. Но, помимо этого, имелись и более важные неприятные факторы. В частности, "Bismarck" оказался очень оживленной орудийной платформой; это в некоторой степени влияло на конструкции набора, а также затрудняло использование артиллерии корабля и снижало эффективность орудийных систем. По мнению английских специалистов, для ширины корпуса "Bismarck'a" его метацентрическая высота превышала принятый в британском военном флоте стандарт "good design practice" более, чем на 5% (но не больше 10%). Тем не менее, война подтвердила важность достижения наибольшей остойчивости крупных кораблей - многие из них становились небоеспособными не в силу полученных повреждений артиллерийских систем, а из-за имевших место больших кренов, угрожавших живучести корабля.

Другим важным фактором, требовавшим особого внимания, стала броневая защита. Значение защиты в немецком флоте обычно превалировало над орудийной мощью и скоростью, и нет сомнений, что броневая и конструктивная защита линкора заслуживают высокой оценки. Но, не умаляя ее достоинств, сейчас, в свете многих ставших известными сведений, большинство специалистов склоняются к тому, что "Bismarck" не получил всей возможной защиты, которая могла быть на корабле его размеров. Меньше известен тот факт, что подобные оценки давались еще в период строительства корабля. Например, один из конструкторов "Bismarck'a" Генрих Шлютер (Heinrich Schluter), погибший вместе с линкором, незадолго до выхода корабля в Атлантику назвал систему защиты линкора "совершенно неудачной". Его жена сообщила, что во время работы над проектом Шлютер особенно настаивал на продлении броневого пояса вниз от ватерлинии больше, чем это было предусмотрено окончательным проектом. Трудно судить насколько это было возможно сделать - стандартное водоизмещение корабля на 7600 ts превысило разрешенное договорами, и морское командование требовало любого возможного уменьшения водоизмещения. Помимо этого, необходимость весовой экономии означала невозможность равномерного бронирования вдоль всего корпуса.

Большая экономия в весе достигалась за счет применения специальных сортов сварочных броневых сталей "Wh" (Wotan harte) и "Ww" (Wotan Weich), которые использовались для бронирования палуб и переборок с толщинами листов до 150 мм. Однако достаточно широкое применение этих сталей ограничивалось необходимостью специальных сравнительно дорогих электродов, для изготовления которых требовались редкие, экспортируемые Германией металлы. Проблема была решена только после длительных экспериментов, которые позволили найти замену их на более дешевые, доступные в самой Германии. Тем не менее, считается вполне допустимым, что именно дефицит электродов мог повлиять на решимость Гитлера отложить строительство кораблей типа "Н/39".

ЗАЩИТА АРТИЛЛЕРИИ. Для сохранения наступательных способностей корабля столь долго сколько необходимо, артиллерия обычно получает наиболее толстую броню. На "Bismarck" лобовая броня башен имели толщину 360 мм. Задняя стенка толщиной 320 мм, уравновешивавшая башню, и боковые 150-220-мм плиты прикрывали башни с других сторон. Крыша башен имела толщину 150 мм в горизонтальной части и по бокам. Наклонные плиты крыши в передней и задней части защищались 180-мм броней. Барбеты башен имели толщину 340 мм над верхней палубой и 220 мм ниже .

Башни средней артиллерии имели лицевую броню толщиной 100 мм, крышу 20-35 мм, по бокам и задняя стенка 40 мм.

Весь броневой материал без исключения для защиты главной и средней артиллерии - типа "KCnA",

НОСОВАЯ БОЕВАЯ РУБКА. В ходе боя, особенно в Северном море, управление кораблем должно было осуществляться из главного командного боевого поста - носовой боевой рубки. Однако, несмотря на надежную защиту, для лучшего обзора обычно управление как на "Bismarck'e", так и на "Tirpitz'e", осуществлялось с открытого мостика. Иначе говоря, старшие офицеры корабля в бою оказывались среди наименее защищенной части экипажа. Тем не менее достоверно известно, что в последнем бою "Bismarck'a" управление кораблем и его стрельбой осуществлялось все-таки из боевой рубки.

Вертикальная броня боевой рубки имела толщину 350 мм, крыша прикрывалась 220-мм броней, а палуба настилалась 60-мм листами, Коммуникационная шахта соединяла рубку с боевыми постами корабля ниже бромовой палубы. Шахта защищалась цилиндрической броней толщиной 220 мм. Вся броня кроме коммуникационной шахты "KCnA".

КОРМОВОЙ КОМАНДНЫЙ ПОСТ. В случае выхода из строя главной носовой боевой рубки управление кораблем переходило в кормовой командный пост, защищенный, по отношению к носовому, хоть и менее основательно, но все-таки достаточно хорошо. Оборудование поста позволяло получать всю информацию о состоянии корабля и управлять им в бою, независимо от главного поста. Именно поэтому один из офицеров корабля Мюлленхейм-Рехберг (Baron von Mullenheim-Rechberg), находившийся во время последнего боя в кормовой рубке и переживший трагедию линкора, довольно хорошо был осведомлен об обстановке на корабле.

Помещение кормового командного поста защищалось вертикальными 150-мм броневыми плитами. Крыша рубки прикрывалась 50-мм броней, а палуба - 30-мм броней. Коммуникационная шахта защищалась 50-мм цилиндрической броней. Вся броня кроме коммуникационной шахты ""KCnA"".

ВЕРТИКАЛЬНАЯ БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА. Основу всей броневой защиты корпуса линкора составляла цитадель. Протяженность цитадели составляла 171,4 метра в средней части корабля. Степень защищенности погребов и механизмов была различна.

Главный броневой пояс составляли броневые плиты толщиной 320 мм из цементированной брони Круппа (""KCnA""). Под ватерлинией, в нижней части, пояс утончался до 170 мм. Верхний пояс, расположенный выше уровня средней палубы, состоял из сварных 145-мм броневых плит "KCnA". По краям цитадели (33,4 м и 201,6 м от ахтерштевня) были установлены броневые траверзы также из "KCnA" с наибольшей толщиной плит 220 мм в середине, 100 мм у бортов и 10-145 мм в верхней части.

Еще одна переборка из брони "KCnA" толщиной 150 мм (вверху 45 мм) прикрывала помещение рулевого управления на расстоянии 11,3 метра от ахтерштевня.

Все броневые плиты укладывались на деревянную тиковую подкладку толщиной 50 мм.

Вне цитадели носовая часть на протяжении 38,5 метров прикрывалась 60-мм броней "Wh", а кормовая на протяжении 31,4 метров - 80 мм броней также "Wh".

Продольная противоторпедная переборка толщиной 45 мм из плит броневой стали "Ww" помимо защиты от подводных взрывов предохраняла также от подводных взрывов глубоко погрузившихся в воду снарядов. Протяженность переборки вдоль бортов составляла 170,7 м.

Оглавление