Оглавление

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА. Увеличение дистанций артиллерийского боя и резко возросшая роль авиации в морской войне заставили моряков задуматься о более эффективной горизонтальной защите линейных кораблей от отвесно падающих снарядов и авиационных бомб с большим углом падения. Исходя из этих соображений при проектировании "Bismarck'a" конструкторы отвели палубной броне очень важное значение. Толщина броневой защиты верхней палубы в пределах броневой цитадели равнялась 50 мм. Главная броневая палуба имела толщину плит над машинно-котельными отделениями 80 мм, а над боевыми погребами - 95 мм. По бокам эта палуба имела 110-мм броневые скосы, увеличивающие защитные возможности бортовой брони. Вся палубная броня изготовлена из броневой стали "Wh".

В целом, броневая защита цитадели была хорошо продумана и могла противостоять не только крупнокалиберным артиллерийским снарядам на близких дистанциях боя, но и авиационным бомбам противника, сброшенным с малых высот.

Горизонтальная броня

Броня на скосах

Погреба

МКО

Погреба

МКО

Верхняя палуба

50 мм

50 мм

50 мм

50 мм

Главная палуба

95 мм

80 мм

110 мм

110 мм

Всего

145 мм

130 мм

160 мм

160 мм

К неудачным сторонам броневой защиты "Bismarck'a" специалисты относили недостаточное прикрытие жизненно-важных для корабля постов, размещенных вне цитадели (в сравнении с современными ему иностранными линкорами), а также чрезмерную уязвимость от подводных взрывов снарядов, выпущенных с дальних дистанций.

По данным немецкого историка Вгеуег'а броневая защита линкора обеспечивала ему защиту от снарядов калибра 380 мм в пределах дистанции боя 11-21 км для отсеков энергетической установки, и в пределах 11-23 км для погребов главного калибра. Защита от более крупных снарядов (406 мм и более) обеспечивалась только на дистанциях больше 16-12 км. На меньших дистанциях эти снаряды пробивали любую броню линкора.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АРТИЛЛЕРИЙСКИМ ОГНЕМ, установленная на новых немецких линкорах, оказалась гораздо более эффективней британской, приборы которой работали на постоянном токе. "Bismarck'a" имел три поста управления огнем - главный, носовой и кормовой, из которых оба первых имели по три трансмиттерных прибора (Zielgeber) типа "ZG С/38 S", а кормовой имел только два прибора. Еще по два таких же прибора имелось для управления стрельбой при плохой видимости и ночью на специальных постах. Для определения дистанции имелось пять постов с 10,5-метровыми дальномерами "BG" (Basisgerate), из которых три находились в башнях и два трехкоординатных внутри специальных башенок на надстройках. Еще один 7-метровый дальномерный пост "BG" имелся на носовой надстройке. Эти же дальномеры использовались и при управлении стрельбой среднего калибра, но для этого имелись также два 6,5-метровых дальномера в средних башнях каждого борта. Для управления зенитной стрельбой имелись четыре поста, из которых два носовых "А" и "В" были штатными типа "SL-8" (Stabilisierter Leistand), а два кормовых "С" и "D" типа "Kdo.Ger.40", установленные временно вместо штатных "SL-8".

При этом немцы, как и американцы, использовали иную систему корректировки стрельбы главного калибра, основанную на трехзалповой пристрелке по дистанции. Бой в Датском проливе, закончившийся гибелью "Hood" наглядно продемонстрировал преимущества немецкой системы управления артиллерийским огнем. Ветеран американского флота адмирал Уилингс (Admiral J.M.Wellings) (27 мая 1941 года он в чине капитан-лейтенанта находился на борту линкора "Rodney") отметил, что ему в 1940 году довелось побывать на борту линейного крейсера "Hood", и, по его мнению, система управления огнем на этом корабле была не лучше той, что он видел в 1927 году на американском линкоре "Florida".

"Bismarck" имел радиолокационную станцию типа "Seetakt" с тремя прямоугольными антеннами типа "FuMo-23" (Funkmessortungsgerate) (длина волны 81,5 см; частота 500 Гц; выходная мощность 8 кВт), смонтированными на поворотных структурах дальномерных постов. Предполагалась также установка радиолокационной станции типа "FuMB-4 Samos" (Funkmessbeobachtungsgerate), но сделано это не было.

Имелась также пассивная шумопеленгаторная станция типа "GHG" (Gruppenhorchgerat) с двумя группами микрофонов по 60 штук в каждой. Дальность прослушивания составляло 30-40 км. В качестве навигационной использовалась шумопеленгаторная  станция типа  "NHG" (Navigationshorchgerat), совместно с которой могло работать специальное звуколокационное оборудование активного типа "S-Anlage" (Sonderfernsteuer-Anlage)

Во время проектирования линейных кораблей этого типа Германия была вынуждена соблюдать ограничивающие ее амбиции пункты, навязанные ей договорами 1922 и 1930 годов. Несоблюдение этих договоров могло негативно отразиться на будущих планах Гитлера. Поэтому даже после подписания англо-германского морского соглашения 1935 года и дополнительных положений 1936 года Германия не решилась открыто нарушать оговоренные в нем ограничения размеров кораблей. Однако работа над проектом нового линкора "F" показала, что уложиться в требующиеся 35.000 тонн вряд ли удастся. А к моменту готовности предварительного проекта выяснилось, что превышение водоизмещения составит не менее нескольких тысяч тонн. В связи с этим конструкторам было предложено рассмотреть все возможные варианты снижения веса корабля, но оказалось, что требуемое уменьшение водоизмещения возможно только лишь при радикальном изменении проекта, в частности - замена 2-орудийные башен на 3- или 4-орудийные, уменьшение главного калибра, применение универсального среднего калибра или уменьшение толщины и площади бронирования. Все эти изменения не были приняты германским морским командованием. Более того, выяснилось, что выполнение его новых требований потребует еще несколько тысяч тонн. Поэтому в секретном порядке продолжалась работа над проектом корабля водоизмещением 42.000 тонн.

Решение это основывалось на международной политической игре - правительством Англии и США было решено сообщить сведения о линкоре, соответствующие договорным ограничениям - водоизмещение 35.000 тонн при осадке 7,9 метра. А так как Гитлер был убежден, что Япония никогда не согласится с условиями Лондонского морского соглашения 1936 года, то это, в конце концов, могло бы стать поводом к пересмотру всех статей договора. Нужно было только дождаться официального заявления из Токио. Исходя из этого, 1 апреля 1937 года Гитлер разрешил дальнейшее проектирование линейного корабля со стандартным водоизмещением уже 45.000 тонн.

Когда "Bismarck" в августе 1940 года был подготовлен к выходу в море, он составлял о себе настолько впечатляющее зрелище, что англичане признали его весьма опасным противником, для уничтожения которого требовалось целое соединение линейных кораблей. Имевшиеся в Королевском флоте корабли типа "King George V" с их вполне современными десятью 356-мм/45-калиберными орудиями явно уступали "Bismarck'y" как по мощи вооружения, так и по защите, и вряд ли были способны победить его в одиночном поединке.

Как итог краткого обращения к усилиям по созданию этого грандиозного корабля можно указать, что общая стоимость постройки составила 196,8 миллионов рейхсмарок, конечно же без учета затрат на проектирование. Для сравнения можно также привести стоимость однотипного "Tirpitz'a" - 191,6 миллиона.

Оглавление

Hosted by uCoz