Оглавление

Когда в полдень 21 мая соединение "Bismarck'a" достигло Гримстад-фьорда (Grimstad-Fjord) "Prinz Eugen" и эсминцы были отправлены в бухту Кальванос (Kalvanes) для заправки топливом с танкера "Wallin". К 19.30 этого же дня они были полностью заправлены и вскоре после этого, в 20.00, соединение вышло в море. Однако "Bismarck" не получил полного запаса топлива, и причина этого не поддается объяснению, - такой опытный офицер как Лютьенс подобную "оплошность" допустить не мог. Можно предположить, что "Wallin" не имел достаточного для заправки линкора количества топлива, но возможны также и иные причины, включая опасение авиационного нападения - вскоре после 13 часов немецкие корабли были обнаружены британской авиаразведкой, а это означало возможность удара британских самолетов. Как оказалось, опасения были небезосновательны, так как всего через два часа после ухода немцев удар по Бергену английской авиацией все-таки был нанесен.

Во всяком случае, любая причина, по которой цистерны "Bismarck'a" перед выходом в Атлантику не были заполнены полностью ("top off") может лишь объяснить торопливость Лютьенса, однако необходимо признать, что недозаправка топливом стала одним из важных упущений немецкого флагмана.

Помимо пополнения топлива, во время стоянки в Норвегии часть экипажа линкора была занята покраской корпуса и удалением темных полос камуфляжной окраски с бортов корабля и надстройки.

Ранним утром 22 мая, после выхода в Норвежское море, эсминцы отделились, и далее "Bismarck" и "Prinz Eugen" следовали самостоятельно. После полудня Лютьенс приказал изменить курс в сторону Гренландии, вероятно, окончательно отказавшись от встречи с танкером "Weissenberg".

Вечером 22 мая Лютьенс получил сведения о визуальной воздушной разведке Скапа-Флоу - аэрофотосъемку из-за плохих метеоусловий выполнить не удалось. По сведениям командира авиагруппы "Nord" самолеты обнаружили в базе четыре тяжелых корабля. К сообщению было добавлено, что "противник, по-видимому, еще не знает о выходе кораблей". Так как эти наблюдения не отличались от результатов аэрофотосъемки 20 мая, они позволили морскому командованию предположить, что в базе находятся четыре линкора, авианосец, шесть легких крейсеров и эсминцы. В действительности же, "Hood" и "Prince of Wales" вышли из базы еще в полночь 21/22 мая, а в начале 10-го часа вечера 22 мая ушли "King George V" с крейсерами и эсминцами. Однако уже поздним вечером 22 мая командир авиагруппы "Nord" исправил свое предшествующее донесение и сообщил следующее: 'Трех линкоров и трех крейсеров, как об этом сообщалось ранее по данным визуальной разведки, в Скапа-Флоу в настоящее время нет; отмечены только два корабля, очевидно легкие крейсера, и артиллерийское учебное судно." Еще позднее в тот же вечер он добавил: "По уточненным данным, в Скапа-Флоу находятся только один крейсер и шесть эсминцев, а также несколько малых кораблей и торговых судов". Местонахождение крупных кораблей при этом не уточнялось, а дислокация "Victorious" не была установлена. Но Лютьенс получил все же предупреждении о накоплении в норвежских водах крупных сил англичан, хотя признаков приказа английского командования о поиске "Bismarck'a" немецкая разведка

не выявила,- отмечалось только усиление воздушной разведки северо-восточнее Норвегии. При этом немецкий флагман получил приказ без необходимости не ввязываться в бой с крупными кораблями. Важно отметить также, что Лютьенс не получил сведений и о "Hood'e" - одном из трех британских кораблей, способных вступить в единоборство с его флагманским "Bismarck'oм". По утверждениям командования он мог предполагать его нахождение либо в Скапа-Флоу, либо в Гибралтаре.

Британский "Royal Navy" в метрополии, несмотря на свое количественное превосходство, в это время не являлся мощным сконцентрированным соединением. Крупные корабли, выполнявшие различные задачи, были рассредоточены по базам и в водах Атлантики. Следует учитывать, что в это время британский флот Метрополии осуществлял проводку в Северной Атлантике 16 конвоев, и еще несколько формировались в различных портах. На вероятных участках прорыва немецких кораблей дозор осуществлялся патрульными крейсерами, оборудованными радиолокационными станциями - "Birmingham" и "Manchester" в районе Фарерских островов, и "Suffolk" и "Norfolk" - в Датском проливе между Исландией и Гренландией. Последний был отправлен для смены "Suffolk", на котором заканчивалось топливо. Южнее Исландии патрулирование осуществляли дозорные траулеры, и, помимо этого, велось воздушное патрулирование по постоянным маршрутам. Наиболее мощные корабли - "King George V" под флагом Адмирала Тови (Admiral John Tovey), "Prince of Wales" и "Hood" - 21 мая находились в Скапа-Флоу. Они осуществляли дальнее прикрытие обоих выходов в Атлантику. Из этих кораблей "Prince of Wales" был новым, недавно вступившим в строй кораблем, и не имел боевого опыта. Он только что закончил программу испытаний и его орудийные башни требовали некоторых исправлений, для чего на борту линкора находились рабочие верфи. В поход к Исландии он так и ушел вместе с рабочими, в чем имел некоторую аналогию с "Bismarck'oм".

Сведения, полученные от военного атташе в Стокгольме определили действия Тови - началось развертывание британского флота для предотвращения предполагаемого прорыва немецких кораблей в Атлантику. Прежде всего был усилен крейсерский дозор - отменено возвращение "Suffolk", оснащенного новейшей радиолокационной аппаратурой; а для усиления дозора между Фарерскими островами и Исландией из состава конвоя "OJ-62" выделен крейсер "Arethusa". Вскоре после полуночи 21/22 мая в Исландию для поддержки дозора вышли "Prince of Wales" и "Hood" с шестью эсминцами (из них "Anthony" и "Antelope" были отделены от эскадры 23 мая). Базируясь на Хваль-фьорд, где имелись запасы топлива, эта эскадра могла выйти на перехват немецкого соединения на любом из двух маршрутов, которые мог выбрать Лютьенс. Дополнительное прикрытие дозора у Фарерских проходов из Скапа-Флоу осуществляли флагманский "King George V" и легкие крейсера 2-й эскадры "Kenya", "Galatea", "Hermione", Neptune" и "Aurora" с пятью эсминцами. К ним должен был присоединиться и авианосец "Victorious", шедший из Ирландии.

Также был предпринят ряд мер в отношении движения конвоев. Отменен выход ряда конвоев, в том числе очень важного для англичан войскового WHSB, который в это время заканчивал формирование в устье Клайда и должен был доставить на Ближний Восток войсковые соединения в составе 20 тысяч человек. Из кораблей, предназначавшихся для его охранения был выведен (помимо "Victorious") линейный крейсер "Repulse", направленный на соединение с главными силами Тови. Линкор "Rodney", шедший в охранении конвоя "ОВ-326" из Ирландии в Атлантику, также был выведен из конвоя и привлечен к поиску . Адмиралтейство также было готово использовать другие крупные корабли, находившиеся в море и занимающиеся проводкой конвоев или патрулированием,- в частности линейные корабли "Revenge" и "Ramiliies", крейсеры "Edinburgh" и "Dorsetshire" и другие. В оперативную готовность было приведено также соединение "Н" в Гибралтаре (Force of Hibraltar) - линейный крейсер "Renown", авианосец "Ark Royal" и крейсер "Sheffield" с эсминцами.

Вскоре после 20 часов 22 мая Адмирал Тови получил сведения об отсутствии немецких кораблей в Бергене. И вскоре уже готовые к выходу "King George V", четыре крейсера и эсминцы покинули Скапа-Флоу. Вскоре к ним присоединился "Victorious", а утром "Repulse". Эскадра следовала на поддержку соединения "Hood", но в связи с получением новых сведений вечером 23 мая изменила курс и повернула на запад в строну южной оконечности Гренландии.

Оглавление

Hosted by uCoz