Адмирал Лютьенс вполне справедливо предположил, что англичане узнают о проходе его кораблей и сообщил свое мнение в штаб, однако он не связывал свое обнаружение с "Gotland'oм", считая, что больше шансов обнаружить его с берега. Этого же мнения некоторое время придерживалось и немецкое морское командование, что видно из сообщения немецкой разведки: "Вполне очевидно, что во время следования через Большой Бельт и Каттегат эскадра, возглавляемая "Bismarck'ом", была обнаружена находившимися на берегу наблюдателями противниками и агентами английской разведки, столь известной своей эффективностью, и что данные об обнаружении были переданы в Лондон через английского военно-морского атташе в Стокгольме."
Сами англичане признают это обнаружение как большую удачу, так как немецкое морское командование сделало все необходимые предосторожности для сохранения секретности перехода, включая даже то, что командующий морскими силами на Балтике остановил движение торговых судов через Большой Бельт в ночь на 20-е и до утра 21 мая. Помимо этого была введена строгая радиодисциплина - для прикрытия увеличения радиообмена были заранее организованы ложные радиопередачи, на линкоре исключительно в оперативных целях введено использование новой шифропередачи, командиров задействованных в операции кораблей обязали соблюдать обязательное радиомолчание в открытом море и другие меры.
Как уже говорилось корабли остановились в Бергене. Причины по которым Лютьенс решил сделать остановку в Норвегии и отказался, как предусматривалось планом операции, от встречи с танкером "Weissenberg" для бункеровки, вероятно, никогда не станут известны окончательно. Немецкие источники признают, что план операции не имел в виду бункеровку в норвежском порту, Изучение этого рейда в течение послевоенных десятилетий позволяет предположить две вероятные причины:
Во-первых, немецкий штаб вполне допускал, что скорее всего выход немецких кораблей станет известен британскому Адмиралтейству. Лютьенс получил сведения от разведотдела, что эскадрильи береговой авиации RAF получили сведения о присутствии немецких кораблей в Южной Норвегии и находятся в повышенной боевой готовности. Об этом свидетельствовал перехваченный немецкой радиоразведкой 21 мая в 06.45 утра передававшийся английской радиостанцией приказ об организации воздушного поиска двух немецких линкоров и трех миноносцев, шедших в северном направлении (позднее, в тот же день, немецкие корабли были обнаружены южнее Бергена, британскими самолетами берегового командования). Известно также, что Лютьенс интересовался реакцией англичан на передвижение своих кораблей и сделал запрос в штаб о результатах воздушной разведки Скапа-Флоу. Фактически же, одним из первых перемещений кораблей, связанных с этой операцией, стало движение авианосца "Victorious" в Северную Шотландию для возможного действия против германских кораблей.
Очень важно отметить (пусть даже и несколько забегая вперед в отношении описания хронологии действий), что и сам Лютьенс, и немецкое морское командование, долгое время практически не имели правильных сведений о дислокации британского флота. В донесениях из штаба Лютьенс получал неверные и ошибочные сведения. Например, вечером 22 мая Лютьенс получил сведения о визуальной воздушной разведке Скапа-Флоу (аэрофотосъемка была невозможна из-за плохих метеоусловий) - по сведениям командира авиагруппы "Nord" самолеты обнаружили в базе те же корабли, что и во время аэрофотосъемки 20 мая - четыре тяжелых корабля. Исходя из этого, командование предположило, что в базе находятся четыре линкора, авианосец, шесть легких крейсеров и эсминцы. В действительности же, "Hood" и "Prince of Wales", а в начале 10-го часа вечера "King George V", крейсера и эсминцы уже вышли из базы. Вскоре командир авиагруппы "Nord" исправил свое предшествующее донесение и сообщил о нахождении в Скапа-Флоу только двух кораблей, предположительно легких крейсеров и артиллерийского учебного судна. Еще позднее в тот же вечер он подтвердил нахождение в Скапа-Флоу только одного крейсер и шести эсминцев.
Такие данные говорят сами за себя, и по ним вполне можно судить о качестве немецкой морской разведки. Для объяснения ситуации следует напомнить, что в течение всей войны ВМС Германии не имели собственной воздушной разведки - также как и вообще специально выделенной морской авиации. При необходимости в оперативное подчинение флота на определенное время передавались те или иные авиасоединения, которые, тем не менее, оставались в подчинении "Luftwaffe" Геринга. Из-за этого ВМС не имели хорошо подготовленных авиаразведчиков, не могли информировать их и управлять ими. Уже в первые годы войны морское командование стало довольно скептически относиться к визуальной воздушной разведке и считало, что можно доверять лишь аэрофотосъемке. Рейдерская операция "Rheinubung" являлась ярким подтверждением этой точки зрения. Во время этой операции воздушная разведка практически не оказала помощи в освещении оперативной ситуации - она не смогла правильно определить силы англичан в Скапа-Флоу; в течение всей операции так и не определила местонахождение авианосца "Victorious"; не смогла обнаружить движение из Гибралтара соединения "Force "H". Во второй половине дня 24 мая, когда почти весь британский флот находился в море, a "Hood" уже был отправлен на дно, (о чем правда немецкий штаб еще не знал) командир авиагруппы "Nord" сообщил: "Визуальная разведка была возможна только через просветы в облаках, однако места стоянок кораблей осмотрены. Три линкора, среди них, вероятно, "Hood". Находится ли на стоянке авианосец - удостовериться не представилось возможным. Помимо этих кораблей, вероятно легкие крейсера."
Теперь о второй причине остановки в Бергене. На решение Лютьенса об этом могло повлиять сообщение офицера метеорологической службы "Luftwaffe", взятого на борт линкора в Норвегии. В конце мая, с ростом длительности светлого времени в северных широтах, для немецких кораблей важное значение имели погодные условия, от которых во многом зависел успех поисковой работы английского флота. Исходя из сообщений метеослужбы немецкие корабли, при условии немедленного быстрого передвижения, имели хорошие шансы для прорыва в Атлантику. Крупные воздушные массы теплого воздуха повышенного давления накрыли восточное побережье США. В Вашингтоне, Нью-Йорке и Бостоне установилась классическая "бермудская" погода. В противовес им над Гренландией царствовала холодная полярная весна. Столкновение стихий создало воздушный фронт в Северной Атлантике со всеми вытекающими отсюда последствиями - сложная ледовая обстановка, сильный ветер на высотах до 6-7 км, снег и дождь с градом и, конечно же, непроглядный туман. Идеальные условия для прорыва немцев в районе Гренландии. Барон фон Мюлленхейм-Рехберг (Baron von Mullenheim-Rechberg) утверждает, что метеоролог германского флота Хайнц Экстербринк (Heinz Exterbrinck) подтвердил именно такой погодный прогноз на 22 мая. Учитывая это, остановка требовала провести более быструю бункеровку топливом в Норвегии и, не теряя время на встречу в море с танкером "Weissenberg", прорываться в Атлантику через Датский пролив. Тот факт, что пролив патрулировался британскими крейсерами не был принят во внимание, так как немецкая разведка Датского пролива была организована из рук вон плохо. Она оказалось недостаточно эффективной в отношении обнаружения британских сил - немецкое морское командование даже не знало, что в Датском проливе ведется не эпизодическое, а постоянное патрулирование крейсерами Флота Метрополии. В то же время, усиление деятельности немецких воздушных разведчиков (основной задачей которых была метеоразведка) над узким участком пролива между Исландией и кромкой полярных льдов у восточного побережья Гренландии насторожило англичан и дало возможность предположить подготовку с немецкой стороны какой-то операции в Атлантике. Таким образом, "благоприятные" погодные условия и сосредоточение английских воздушных сил в Шотландии могли стать для Лютьенса серьезными аргументами при выборе дальнейших действий.