Оглавление

Большинство повреждений, нанесенных попаданиями крейсеров "Dorsetshire" и "Norfolk" оказались несущественными. Снарядами с "Norfolk" были снесены за борт антенна носового радара и орудийный директор на крыше боевой рубки, другими снарядами повреждены ряд зенитных 37-мм автоматов и 105-мм орудийных установок на верхней палубе и надстройках с правого борта. По воспоминаниям барона фон Мюлленхейм-Рехберга и Йозефа Штаца орудийная стрельба с "Dorsetshire" была очень точна и опустошительна для "Bismarck'a", разрушая орудийные установки, долбя в толстую броню и разрывая тонкие плиты и листы, сметая обломки конструкций, разрушенных более крупными снарядами линкоров. Во многих случаях многочисленные попадания становились причиной нагромождения на палубе обломков разрушенных конструкций, которых особенно много было на участке палубы между катапультой и башней "Bruno" с левого борта. Барон фон Мюлленхейм-Рехберг и Йозеф Штац утверждали, что на поверхности брони кормовых орудийных башен они видели вмятины и щербины глубиной в несколько сантиметров, но из-за того, что все четыре башни отделились от корабля при опрокидывании и погружении, а затем зарылись в донный ил, фотоподтверждений этого пока нет. Из всех башен среди обломков линкора была обнаружена только одна, но и та лежит вверх дном и сильно зарылась в донный ил. Возможно впоследствии при более подробном обследовании их удастся обнаружить.

Подводное обследование обломков "Bismarck'a" не позволяет точно определять, когда поврежденная кормовая оконечность окончательно отломилась от корпуса, но несомненно, что это произошло не раньше, чем корабль начал переворачиваться и погружаться, а возможно и при опрокидывании корабля в воде. В показаниях Йозефа Штаца утверждается, что корма "Bismarck'a" отломилась примерно в 10.35, когда корабль практически перевернулся и быстро тонул. Экипаж уже покинул корабль, а сам Штац находился примерно в 50 метрах от корабля. Непрочность кормы можно приписать слабости электросварного соединения кормового набора, тем более, что помимо торпедного попадания орудийным огнем был поврежден борт рядом с местом стыковки бортовой брони и траверзной броневой переборки, прикрывавшей отделение рулевых передач. Однако более вероятной причиной стала конструктивная ошибка, заключающаяся в том, что продольные переборки, разделяющие и ограничивающие помещения рулевых машин и рулевой передачи не были продолжены в корму дальше броневого траверза, чем явно ослабилась продольная прочность кормового набора. Несколько позже ошибка была выявлена на систершипе "Tirpitz" и исправлена во время его стоянки в Норвегии - продольные переборки продолжены в корму вплоть до ахтерштевня. Этот конструктивный недостаток, абсолютно нехарактерный для немецких инженеров, не следует полностью относить на их недосмотр. Справедливости ради стоит отметить, что электросварка для того времени являлась новинкой в судостроении, и технологическая слабость сварных швов проявлялась не только на немецких, но и на многих кораблях других стран. В этом отношении есть также свидетельства о разрыве сварных швов в противоторпедной переборке в отсеке VII - здесь аварийно-спасательным партиям пришлось заделывать течи в швах спальными гамаками. Примечательное подтверждение воздействия высокой температуры на сварные швы обнаружилось в 1989 году при обследовании на океанском дне, когда среди обломков был обнаружен большой кусок броневой плиты кормовой части левого борта, из района носовой части помещения рулевой передачи. Место, где эта плита стояла на корабле было определено по отверстиям иллюминаторов. Плита имела ровный прямой край, свидетельствующий о том, что она была выломана по сварному шву; с другого, зазубренного края имелось большое отверстие, явно образованное попаданием 406-мм снаряда. Серьезность повреждений кормовой оконечности немецкого линейного корабля подтверждается также и в воспоминаниях пережившего катастрофу командира кормовой группы аварийно-спасательной партии Вильгельма Шмидта (Wilhelm Schmidt), записанных в 1983 году, а также из свидетельских показаний членов команды британского линкора "Rodney".

АНАЛИЗ БОЕВЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ

Для достаточно уверенного анализа необходимо вспомнить дистанции, на которых проходил бой кораблей, а также пробивные возможности английских снарядов и защитные способности немецкой брони "Bismarck'a". Бортовая броня немецкого линкора теоретически была уязвима для 356-мм снарядов линкора "King George V" на дистанциях до 13.500 - 14.000 метров, а 406-мм снаряды "Rodney" пробивали ее и на больших дистанциях. Иначе говоря, в последнем бою любая броня "Bismarck'a" могла быть пробита практически в каждый момент боя, причем из-за близких дистанций траектория движения снарядов была близка к горизонтальной, а значит была большая возможность рикошета снарядов от поверхности воды. Правда при этом резко уменьшался риск поражения подводной части корпуса, но зато снаряды при недолетах вместо погружения в воду из-за рикошета поражали борт и надстройки "Bismarck'a".

Некоторые снаряды рикошетировали также от 50-мм брони верхней палубы и пробивали более толстую броню главной палубы. По воспоминаниям матроса Пауля Рудека (Paul Rudek), находившегося во время боя в артиллерийском посту носовых башен главного калибра в отсеке XV между броневыми палубами, когда он вышел из поста перед ним предстала неописуемая картина разрушений. Когда был получен приказ покинуть корабль Пауль Рудек вместе со своим главным старшиной пытались выйти на правый борт верхней палубы, однако практически все люки и двери между отсеками и палубами были заклинены или завалены обломками, а проходы и коридоры загромождены разрушенными конструкциями.

Во время подводного обследования было обнаружено немало пробоин верхнего 145-мм броневого пояса левого борта в районе носовой надстройки и дымовой трубы. Рядом с орудийной башней 64 (средняя с левого борта) (*) были четко видны по крайней мере четыре снарядные пробоины. Со стороны правого борта броня верхнего пояса могла быть обследована только на ограниченном пространстве от кормы до башни 65 (кормовая с правого борта). Здесь были обнаружены только вмятины и следы попаданий - это были 203-мм снаряды тяжелых крейсеров "Norfolk" и "Dorsetshire".

Примечательно, что почти все немецкие моряки, пережившие свой корабль, во время боя находились на боевых постах ниже броневой палубы, и лишь некоторые спасшиеся оказались с различных постов, по счастливой для них случайности, не подвергшихся серьезному повреждению. Как например барон фон Мюлленхейм-Рехберг из кормового артиллерийского директора, толщина броневой защиты которого позволяла только взвести взрыватель крупнокалиберного британского снаряда, но не могла удержать его от пробития.


* - Обозначения орудийных установок среднего и зенитного калибра в данной статье используются в соответствии с принятыми в американском флоте. Первая цифра обозначает калибр орудий в дюймах, а вторая порядковый номер установки, считая от носа к корме; четная вторая цифра обозначает левый борт, а нечетная - правый.

Оглавление

Hosted by uCoz