Оглавление

Далее приводятся наиболее серьезные снарядные повреждения "Bismarck'a" и связанный с ними ущерб, описание которых основано на основе изучения ряда источников и фотографий, сделанных во время подводного обследования. На рисунке представлен примерный вид линкора к моменту его затопления.

A) Снарядом сорвана верхняя часть форштевня вместе с носовым якорем и якорным клюзом, а также швартовым устройством и флагштоком. На этом месте осталась большая дыра с рваными краями.

B) Утеряны все три якоря и их якорные цепи. Небольшой кусок оставшейся цепи с правого борта был пропущен в продолговатую пробоину в верхней палубе, рядом с правым клюзом. Указанная пробоина имеет длину 2-3 метра и 0,5 метра ширины. Тиковая палуба вокруг пробоины частично уничтожена и обгорела. Можно предположить, что пробоина появилась в период между 09.45 и 10.00, когда "Rodney" находился в носовой четверти правого борта "Bismarck'a". Возможно, это попадание вызвало пожар в помещении шпиля ниже палубой.

Основываясь на свидетельские показания уцелевших моряков "Bismarck'a", можно с полной уверенностью утверждать, что якорные цепи были разорваны именно в бою 27 мая. Хотя еще 25 мая корабельный инженер-конструктор Schluter советовал сбросить их за борт для увеличения плавучести носа, сделано это не было. Не сделали этого и позже, 26 мая, когда корабль получил в борт роковую торпеду, и затем ночью, когда и без того измученная и уставшая команда была отвлечена ночными атаками британских эсминцев и борьбой за живучесть линкора.

C)  Снарядом с "King George V" (это подтверждается записями в артиллерийском журнале линкора), попавшим в верхнюю часть барбета башни "Bruno", был выбит большой кусок 340-мм броневой плиты, примерно 0,7 метра по окружности барбета, и пробита 20-мм обшивка под броней. Во время подводного обследования в кормовой четверти левой части барбета действительно была обнаружена большая пробоина. Возможно, разрыв этого снаряда вызвал внутренний взрыв, не распространившийся вниз. Палуба под пробоиной в барбете была искорежена, а настил отогнут прочь от барбета к борту, что подтверждает сильный взрыв под башней.

Йозеф Штац вспоминает, что он едва успел взглянуть на разрыв у башни "Bruno", как ее задняя броневая плита была сброшена взрывом. Сама башня взрывом была брошена на переднюю часть барбета, что также указывает на внутренний взрыв. Некоторые сообщения уцелевших немецких моряков указывают также на внутренний взрыв внутри башни "Anton", но они к настоящему времени не могут быть подтверждены.

D)  Подводная видеосъемка носовой боевой рубки, сделанная под большим углом изнутри и снаружи, явно указывает на то, что рубка с левой стороны была многократно поражена снарядами. Было обнаружено по крайней мере 25 попаданий снарядами и крупными осколками, однако точное количество сквозных пробоин пока что нельзя определить более точно из-за теневых эффектов и наклонных условий съемки. Когда Йозеф Штац увидел видеокадры повреждений боевой рубки, он сказал, что с левого стороны она "напоминает швейцарский сыр".

Ясно видимая громадная пробоина в 350-мм броне с левой стороны рубки образовалась после попаданий нескольких 356-мм снарядов с "King George V", незадолго до 10.14, когда он прекратил огонь. Левобортная бронированная дверь рубки вместе с рамой и массивными навесами сорвана со своего места и брошена на сильно поврежденную палубу прилегающего мостика. После этого дверь, представляющая собой довольно немалый кусок брони, возможно заклинилась в искореженных конструкциях, но затем оказалась в свободном состоянии на трапе в кормовой части мостика. Ее присутствие на затонувшем корабле предполагает, что опрокидывание "Bismarck'a" во время затопления не было полном и, по всей видимости, ограничивалось креном до 90 градусов.

Ко всему этому следует добавить, что пробитие 350-мм вертикальной брони боевой рубки снарядами "Rodney" и "King George V" вероятнее всего произошло в последней стадии боя, когда "Bismarck" расстреливался с минимального расстоянии и был абсолютно беззащитным.

E)   Носовая надстройка сильно разрушена попаданиями снарядов главного и среднего калибров с обоих британских линкоров. Взрывами этих снарядов сорваны и искорежены многие листы обшивки и детали конструкции надстройки, а также вырваны из рам решетки нагнетающей вентиляционной системы носового котельного отделения, обнаруженные среди нагромождений обломков.

Снарядами также было сильно подорвано основание носового командного мостика-башни (forward bridge tower или command tower), расположенного позади боевой рубки. Сам мостик был сильно разрушен и оторвался от корпуса на уровне палубы нижнего мостика (unteres bruckendeck) когда корабль стал опрокидываться.

На фоне этих разрушений надстройки тем более удивительно выглядит практически неповрежденный адмиральский мостик (admirals brucke) - единственный уровень носовой надстройки, не искореженный взрывами снарядов.

F)  Неузнаваемо выглядели две сильно поврежденные 105-мм орудийные установки левого борта. Из них от кормовой (башня 44) остались только листы и конструкции поворотного устройства. Уничтожение этих установок в то роковое майское утро подтверждается собственными наблюдениями Йозефа Штаца.

G)  Носовая 150-мм башня левого борта (башня 62) была разбита орудийным огнем британских линкоров и практически завалена обломками носовой надстройки и искореженными конструкциями левобортного крана (для шлюпок и самолетов), сорванного взрывом перед опрокидыванием корабля.

Броневая плита задней части крыши башни была сорвана с места и не обнаружена. Причиной этого скорее всего стал взрыв боеприпасов внутри башни. Лицевая сторона 80-мм лобовой броневой плиты и боковые плиты башни иссечены попаданиями снарядов и крупных осколков. Во время подводного обследования через отверстия в бортовой броне и благодаря отсутствующей плите крыши удалось хорошо рассмотреть внутреннее устройство этой башни.

Члены команды "Bismarck'a", пережившие трагедию, сообщили о серьезном пожаре, происшедшем в снарядном погребе этой башни. Йозеф Штац лично получил приказ от своего непосредственного командира главного старшины Герхарда Сагнера (Gerhard Sagner) о затоплении погреба, что в итоге способствовало увеличению крена линкора на левый борт. И действительно, на пленке хорошо видно, что бока башни гораздо темнее, чем окружающие ее конструкции. Это следствие серьезного пожара, бушевавшего внутри и за пределами башенного помещения, Так как палуба в этом месте сильно засорена илом оказалось очень трудно определить площадь уничтоженного огнем и снарядами палубного настила, но в записях в британских артиллерийских журналах говорится об очень мощном пожаре в этом районе.

Н) Орудия носовой башни левого борта (башня 62), как было определено по подводной видеосъемке, направлены в кормовую четверть левого борта. Однако, с полной уверенностью можно утверждать, что ориентация башен изменилась уже после катастрофы корабля, во время его опрокидывания и затопления. По свидетельству очевидцев в конце боя орудия башни 62 были направлены в носовую четверть левого борта, но потеря броневой плиты крыши привела к разбалансировке башни, перетяжелив переднюю часть. Поскольку судно опускалось на дно кормой вперед, во время погружения башня развернулась орудиями в кормовую четверть - так как она была обнаружена на дне.

По всей вероятности, во время гибели корабля под действием гидродинамических сил изменилось положение и средней башни 64 левого борта. Йозеф Штац, достоверность воспоминаний которого неоднократно подтверждалась кадрами видеосъемки, с большой настойчивостью утверждал, что ко времени гибели линкора орудия средней башни левого борта были направлены по траверзу корабля. Более того, именно в этом месте Штац покинул корабль, прыгая в воду прямо между орудиями башни, развернутой поперек корпуса.

Разворот башен 62 и 64 во время опрокидывания и затопления "Bismarck'a" показывает, что в эти моменты линкор испытывал большие по величие гидродинамические нагрузки. В некоторой степени это может объяснить потерю им части конструкций корпуса, получивших до этого большие повреждения - дымовой трубы, грот-мачты и носового командного мостика-башни. Эти отделившиеся от корпуса конструкции не были обнаружены во время обследования корабля подводной камерой экспедиции Балларда в июне 1989 года.

I) За исключением серьезно поврежденной носовой левобортной башни среднего калибра большинство остальных оставались целыми, по крайней мере без видимых повреждений. Только на орудиях кормовой башни 65 правого борта имелись незначительные повреждения.

Оглавление