Оглавление

В целом, конструктивная защита линкора "Bismarck" оказалась достаточно эффективной против артиллерийского огня и вполне удовлетворительной, хотя и не в такой степени, против торпедных попаданий. Повреждения кормовой части корпуса оказались более разрушительными позади бортовой конструктивной защиты, которая на крупных кораблях того времени имела достаточную эффективность только на протяжении примерно 50% длины корабля, где корпус оставался достаточно широким.

Положение "Bismarck'а" на океанском дне, при котором корабль практически на ровном киле более чем по ватерлинию погрузился в ил, не позволяет современным техническим средствам точно определить состояние бортовой конструктивной защиты. Тем не менее, послевоенное изучение архивных документов позволяет уверенно утверждать, что подводная защита линкоров этого типа была в состоянии противодействовать лишь взрыву британской авиационной торпеды, но никак не корабельной торпеде с большим количеством взрывчатого вещества.

В. РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СТАНЦИИ (радары) (*). Использование радиолокационных станций в операции по уничтожению "Bismarck'a" в мае 1941 года стало достижением, заслуживающим особого внимания в истории развития этого средства борьбы.

Радиолокационные станции, используемые на британских тяжелых крейсерах, несмотря на некоторые недочеты в работе, оказались достаточно эффективными для условий тех дней и оправдали возлагаемые на них надежды. Но более важным моментом следует считать то, что немцы сильно преувеличили их возможности; и последствия этого не замедлили сказаться.

Имеющиеся данные позволяют предположить, что во время операции Адмирал Лютьенс был сильно удивлен трудностью нарушения британского радиолокационного контакта. Несколькими месяцами назад, командуя рейдерством "Gneisenau" и "Scharnhorsta" в Северной Атлантике, Лютьенс лично смог убедиться в том, что немецкие радары ни в чем не уступали, а возможно даже и превосходили, британские. Теперь же он оказался обескуражен очевидным превосходством новых радиолокационных установок противника. Частично это можно объяснить недоверием к модифицированной радарной станции, установленной на "Bismarck'e" и не прошедшей полную программу испытаний. Интересно отметить, что примерно в такой же ситуации находился на "Hood" и вице-адмирал Холланд. До сих пор не обнаружены факты, подтверждающие установку на "Hood" радара типа "284", размещение которого предполагалось аналогичного смонтированному на "Prince of Wales", но если он и был установлен, то вряд ли удалось его полномасштабно испытать, и, видимо поэтому, Холланд больше полагался на радар линкора "Prince of Wales".

Психологическое воздействие превосходства радиолокационного оборудования противника на команду немецкого линкора оценить более трудно (по сравнению с явными фактами реального обнаружения радарами), но и полностью сбрасывать со счетов воздействие этого фактора также нельзя.

Фактически, в этой операции именно использование радаров позволило обнаружить немецкие рейдеры в Датском проливе. В противном случае, учитывая плохие, но благоприятные для немцев погодные условия, они имели реальные шансы проскочить в Атлантику незамеченными. А уже роковым для "Hood" утром 24 мая, "Prince of Wales" успешно использовал свою радарную станцию типа "284" для установления точного местонахождения соединения противника. Во время боя артиллерийский офицер линкора использовал радар для подтверждения данных, получаемых от оптических дальномеров (coincidence-type optical rangefinder - дальномеры с использованием принципа оптического совмещения изображений). Вероятно этим можно объяснить как довольно неопытная в артиллерийском деле команда "Prince of Wales" (вооружение линкора было полностью введено в действие лишь за семь недель до боя) в коротком бою смогла добиться трех попаданий в "Bismarck", из которых два оказались довольно серьезными; третьим была разбита одна из шлюпок корабля).

Отсутствие артиллеристов и радиоэлектронщиков среди спасенных из команды "Bismarck'a" не позволяет верно оценить эффективность использования немецкого радиолокационного оборудования при управлении стрельбой. "Bismarck" имел радиолокационную станцию "Seetakt". Известно, что линкор использовал радар по крайней мере до вечера 23 мая, когда с его помощью были обнаружены британские дозорные крейсеры. И, тем не менее, из воспоминаний барона фон Мюлленхейм-Рехберга известно, что во время боев 24 и 27 мая артиллеристы получали данные о дистанции только с постов стереоскопических дальномеров. Остается предположить, основываясь на косвенных данных, что радиолокационная станция вышла из строя в результате сотрясений во время кратковременной стрельбы "Bismarck'a" главным калибром по "Norfolk" вечером 23 мая. Примерно в 21.00 британский крейсер появился в видимости немецких кораблей в их кормовом секторе, и "Bismarck" успел сделать пять залпов. Если предположить, что при этом носовые башни стреляли в корму с большим углом разворота, то вполне возможно, что дульные газы орудий могли вывести из строя часть оборудования на носовой надстройке. Отчасти это предположение подтверждает тот факт, что основные артиллерийские испытания (включая определение воздействия стрельбы на конструкции корабля) проводились в октябре, а вращающиеся дальномерные посты с радарными антеннами были установлены на линкоре только в середине ноября 1940 года, во время его нахождения в Данциге. После этого линкор проводил артиллерийские испытания, и в том числе полными залпами, но возможно, что стрельб с большими разворотами башен не было.

Особенностью применения радаров на кораблях обоих сторон стало также отсутствие приборов идентификации целей (IFF - Identification Friend or Foe), что привело к атаке торпедоносцами "Swordfish", оборудованными бортовыми РЛС, собственного крейсера "Sheffield".

С. ЖИВУЧЕСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ. Состояние энергетической установки "Bismarck'a" в период боя изучено и проанализировано достаточно подробно. Первоначальные сведения, полученные от переживших трагедию немецких моряков, были дополнены из других источников - показания англичан, результаты подводного обследования и иные. Удивительно, что несмотря на такие страшные разрушения корабля, большинство систем энергетической установки продолжали работать вплоть до гибели или затопления корабля.

Известно, что несколько крупных британских снарядов проникли в помещения энергетической установки и боевых погребов, находящихся в пределах хорошо защищенной цитадели. Кадры подводной съемки показывают, что в доступной обзору части главного броневого пояса имеется ряд пробоин, однако вряд ли можно утверждать, что наряду с 320-мм плитами главного пояса 14" и 16" британские снаряды пробили также и 100-110-мм наклонную броню скоса главной палубы - даже на тех близких дистанциях, которые имели место в конце боя.

Система брони на "Bismarck'e" была оптимизирована как для боя на близких и средних дистанциях, так и для дальних расстояний, хотя последнее не совсем соответствовало предъявленным при проектировании требованиям. Исходя из последнего, можно предположить, что защита от снарядов проектировалась в расчете на перспективное, более мощное артиллерийское вооружение, которое могло появиться во флотах противников. Таким образом, основываясь только на имеющейся отрывочной информации, можно утверждать, что главная энергетическая установка продолжала исправно действовать в течение всего боя, несмотря на то, что как минимум два крупных снаряда взорвались в районе этих помещений.


* - Технические характеристики и историю развития британских радаров можно найти в "Бриз'овском" выпуске "Линейные корабли и линейные крейсеры британского королевского флота" часть 9-я.

Оглавление

Hosted by uCoz