Оглавление

ЕЩЕ РАЗ О ПРИЧИНАХ ЗАТОПЛЕНИЯ

С обнаружением доктором Баллардом на дне Атлантики обломков "Bismarck'a" вновь возрос общественный интерес к драматической судьбе немецкого корабля. А вместе с этим вновь стал широко муссироваться вопрос о том, кем же все все-таки затоплен немецкий корабль - сделали это английские корабли, или же сами немецкие моряки затопили линкор. Обсуждение этой темы началось уже вскоре после гибели корабля, и затем в разное время дискуссии периодически усиливались с новой силой. По мнению членов экспедиции Балларда при гибели корабля имели место оба этих фактора. Такое решение объясняется разными причинами; обследование положения корпуса на грунте и проведение аналогии с таким же, но более ранним обследованием "Titanic'a"; показания уцелевших свидетелей гибели корабля Йозефа Штаца (Josef Statz), Вильгельма Шмидта (Wilhelm Schmidt) и Герхарда Енака (Gerhard Junack); изучение остойчивости и поведения поврежденного линкора и другие обстоятельства. Все это позволяет достаточно уверенно заявить, что затопление экипажем явно тонущего корабля привело лишь к ускорению его гибели, что и произошло примерно в 10.36 - 10.40 утра 27 мая 1941 года.

Здесь на рисунке приведен предполагаемый вид линкора "Bismarck" с "Dorsetshire", после того как в него попала последняя торпеда с этого крейсера. Очень важно отметить, что в момент, когда Йозеф Штац покидал линкор, прыгая в воду с крыши средней башни левого борта, погружение и крен линкора были настолько сильными, что вода уже достигла палубы спардека.

Ориентация орудийных башен главного калибра определена по показаниям уцелевших немецких моряков. Видимые боевые повреждения показаны после предварительного изучения официальных документов и показаний свидетелей с британских кораблей, участвовавших в последних событиях, а также анализа имеющихся фотографий и видеокадров подводной съемки экспедиции Балларда. Детальную схему повреждений линкора представил также Йозеф Штац - так как он представлял их в своих воспоминаниях. Во многих случаях уточнить детали и фрагменты помогли кадры подводной видеосъемки, а также воспоминания и впечатления членов экспедиции Балларда. Места попаданий снарядов с "Prince of Wales" и торпедное попадание "Swordfish" с "Victorious" известны весьма приблизительно, и к тому же не подтверждены кадрами подводной съемки так как часть корпуса ниже ватерлинии погружена в донный ил и недоступна для наружного обследования. Тем не менее есть убедительные подтверждения пробития британскими снарядами бортовой брони линкора - как 320-мм главного пояса, так и 145-мм верхнего.

Конечно, места попаданий снарядов в надстройки в большинстве случаев известны весьма приближенно, ведь в корабль даже по приблизительным подсчетам попало примерно 300-400 снарядов. Но повреждения этих многочисленных попаданий отмечены достаточно верно. По крайней мере в настоящее время более точный анализ вряд ли возможен из-за отсутствия многих частей и фрагментов надстроек, а также всех четырех орудийных башен главного калибра.

"Bismarck" был обреченным кораблем, и затопление лишь ускорило его неизбежную гибель. Орудийным огнем своих противников линкор был превращен в плавучую груду лома. Приказ о затоплении судна был отдан примерно в 09.30 утра, всего через 45 минут после начала артиллерийского боя, когда орудийные башни главного калибра были выведены из строя. Всеобщие повреждения корабля достигли критического уровня, когда корабль уже не был способен защитить себя. А к 10.00 утра из вооружения в действии на "Bismarck'e" оставались только часть 20-мм зенитных автоматов. Все орудия остальных калибров, от 380 до 37 мм, были выведены из строя, Затопление нижних помещений приняло угрожающий характер - помимо снарядных и торпедных пробоин ниже ватерлинии, вызвавших затопление ряда помещений, немцам самим также пришлось затопить некоторые отсеки. В частности, имеются сведения о пожарах в башнях "Bruno", "Anton" и "Dora", во избежание распространения огня их погреба скорее всего были затоплены, как и часть погребов снарядов 150-мм, 105-мм и 37-мм калибров.

При проектировании "Bismarck'a" в конструкция корабля были заложены большие возможности по сопротивляемости корабля боевым повреждениям. В итоге линкор, даже получив многочисленные повреждения, оказался достаточно остойчивым и сохранил плавучесть. Правда, следует учитывать, что британские корабли нанесли как торпедные, так и артиллерийские удары в большей или меньшей степени равномерно на оба борта немецкого корабля.

Обследование "Bismarck'a" на дне показало, что, в противоположность обследованному ранее "Titanic'y" корпус линкора находится в хорошем состоянии и структурно практически не разрушен. Исключение составила оторвавшаяся часть кормы и фрагменты надстроек. И это несмотря на сравнительно быстрое погружение корабля на дно, которое по мнению членов экспедиции Балларда составляло примерно 6 минут. Это предполагает, что перед погружением в воду и до удара о атлантическое дно корабль принял в отсеки огромные массы воды, которые противодействовали разрушению переборок и дроблению внутренних конструкций возрастающим при погружении давлением. А целостность внутренних конструкций позволила корпусу выдержать удар о дно, не разломившись на части.

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ И ИТОГИ

Анализируя и изучая судьбу "Bismarcka" можно сделать некоторые определенные выводы в отношении технических и проектных данных корабля, а также и оперативно-тактических действий противников.

A.  ТОРПЕДНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ. В конечном итоге именно торпедные попадания в немецкий линкор определили его судьбу и последующую гибель. Достоверно известно о шести или семи попавших торпедах. Остальные сообщения о попаданиях не имеют точных подтверждений.

1.  Одна авиаторпеда с самолета авианосца "Victorious" (24 мая) попала в броню главного пояса с правого борта в районе фок-мачты. Повреждения от взрыва торпеды не имели какого-либо решающего действия.

2.  Одна авиаторпеда с самолета авианосца "Ark Royal" {26 мая) попала чуть ниже кромки главного броневого пояса левого борта, в районе кормового машинного отделения в отсеке VII или VIII. Повреждения оказались более серьезными, в центральный Пост контроля за повреждениями (Damage Control Central) было сообщено о разрыве сварного шва противоторпедной переборки в отсеке VII и о затоплении части отсеков коридора левого валопровода.

3.   Одна авиаторпеда с самолета авианосца "Ark Royal" авиации (26 мая) попала в левый борт в районе местоположения руля, в 1 -2 метрах кормовее бронированной поперечной переборки помещения рулевой передачи. Взрыв именно этой торпеды стал роковым для "Bismarck'a", заклинив рули в положении 12 градусов на левый борт, что подтверждается высказываниями барона фон Мюлленхейм-Рехберга.

4-5. Две торпеды с крейсера "Dorsetshire" (27 мая) поразили правый борт линкора. Вполне возможно, что из-за сильного крена корабля на левый борт, торпеды попали в корпус ниже шельфа системы подводной защиты.

6.   Последняя торпеда с крейсера "Dorsetshire" (27 мая) попала в левый борт линкора в среднюю часть корпуса. Об этой торпеде уже говорилось - предполагается, что из-за крена корабля взрыв торпеды произошел на уровне палубы спардека.

7.  Одно попадание торпеды, выпущенной британским линкором "Rodney" примерно в 10.00, когда он находился со стороны правого борта немецкого линкора, до настоящего времени считается предположительным и не имеет достоверного подтверждения. Из-за очень большого число снарядных попаданий в "Bismarck" в этот период его можно сейчас рассматривать только в качестве вероятного. Если это попадание имело место, то, как это не парадоксально, оно могло послужить лишь увеличению остойчивости корабля. Так как по свидетельству очевидцев организованная борьба за живучесть на "Bismarck'e" прекратилась примерно в 09,30, а сам корабль уже имел крен на поврежденный в большей степени левый борт, попадание торпеды в правый борт сыграло роль меры контрзатопления, отодвинув время опрокидывания корабля и продлив его агонию. Вообще же, никакая информация о торпедных попаданиях (кроме указанных) в настоящее время не может считаться достоверной. Известно, что во время боя 27 мая "Rodney" и "Dorsetshire" выпустили no "Bismarck'y" около 20 торпед, помимо них немало торпед было выпущено эсминцами во время ночных атак. А всего по линкору за время операции были выпущены 71 торпеда с кораблей и самолетов. Непредсказуемые перемещения неуправляемого линкора и рысканье на штормовых волнах создавали непреодолимые трудности в точном прицеливании и делали возможность попадания маловероятным.

Оглавление

Hosted by uCoz