Оглавление

Флажные позывные присваивались каждому кораблю, плавающему в водах Метрополии. На иностранных станциях позывные кораблям не присваивались, если только не ожидался их переход в базы Метрополии. Организация позывных кораблей в этих случаях отдавалась под ответственность командующего и штаба заморской станции. В ночное время и в особых условиях корабли сохраняли свои позывные для других видов сигнализации (ратьер, радио и иное). Американские корабли, плававшие в составе Гранд-Флита в водах Метрополии также получали британские флажные позывные. Литерно-цифровое обозначение наносилось также на борта кораблей отдельных классов (включая эсминцы), однако во второй половине 1916 года в целях маскировки они были закрашены - оставлены только для исключительных случаев, например, иногда для избежания путаницы в определении флагмана (чаще оставляли только основной символ), а также для соединений, действующих в особых условиях (конкретно это относилось, например, к эсминцам с основным символом D и Н).

Изменения в присвоении флажных позывных производились нечасто. За время войны было три крупных реорганизации флота Метрополии (1 сентября 1915-го, 15 января 1918-го и 31 марта 1918 года), а также имели место некоторые случаи переорганизации отдельные соединений, в основном связанных с зачислением а строй новых кораблей.

Следует отметить также, что иногда смена позывных производилась и по причине изменения лидера флотилии. Во время переорганизации изменение номеров позывных обычно осуществлялась по списку кораблей, в алфавитном порядке их наименований. Всего же за время Первой мировой войны в британском флоте Метрополии было произведено 21 изменение в присвоении позывных. Точнее будет сказать, что обнаружено столько списков присвоения позывных (которые в штатном порядке должны были составляться ежеквартально, но в конце войны имел место пропуск почти в год), датированных разными временами, но часть из них просто повторяли прежние. Именно в соответствии с ними (а также все обнаруженными изображениями, воспоминаниями и фотодокументами) в данном издании приведены сведения о присвоении позывных. Несмотря на то, что имеются данные о существовании еще шести пока что не обнаруженных списков, можно считать, что 90% назначенных позывных известны точно. В основном все «белые пятна» можно отнести к вспомогательным малым судам, портовым и реквизированным у коммерческого флота. В отношении кораблей боевых соединений таких пробелов, как предполагается, нет. Возможно допустить, что некоторые изменения позывных, предусмотренные в списке от 6 октября 1917 года, были выполнены только после изменений от 1 января 1918 года, и поэтому в течение короткого периода некоторые старые позывные могли пересечься с вновь присвоенными. Довоенные книги позывных были исследованы по состоянию с конца 1913 года. Первый военный список датирован 6 декабря 1914 года и он повторял последний предвоенный список.

Позывные, указанные в этом сборнике, приведены в датированных столбцах. Если изменение позывного производилось не в общей дате это оговорено отдельно. При этом следует иметь в виду, что новый позывной присваивался только если отменялся аналогичный старый у другого корабля, или корабль с прежним таким позывным исключался из списков или переводился на другой театр. Все изменения индивидуальных позывных утверждались приказами по Адмиралтейству. В данном издании основной символ позывного отделен точкой, хотя фактически этого не было.

Во время войны на кораблях британского флота было произведено множество изменений. В целом их можно обобщить в следующем виде - изменения в вооружении кораблей и снабжение кораблей авиационным и противосамолетным вооружением; размещение противолодочного вооружения и глубинных бомб; изменения верхнего рангоута и общего такелажа; удаление выстрелов и противоторпедных сетей; переход с угольного на нефтяное отопление котлов; увеличение высоты дымовых труб для устранения проблем с задымленностью мостиков; установка противоторпедных булей.

Помимо этого корабли британского флота изменяли наружную окраску, в том числе имели место опыты по применению камуфляжной окраски. По поводу последнего можно сказать, что она не имела успеха - в основном из-за того, что англичане проводили опыты, пользуясь собственными дальномерами, работающими по принципу совмещения видимого изображения, в то время как немцы пользовались другим типом дальномеров.

Опыт войны показал необходимость в создании специальных противолодочных средств шумопеленгования и локация звуков. В июне 1920 года в виде экспериментов первые приборы типа «asdic» были размещены на HMSs «Cachalot», «Icewhale», «Р.31», «Р.38» и «Р.59». Это оборудование использовало звуковой генератор (от 20 KCS до 50 KCS), основанный на пьезоэлектрическом эффекте. Эффективная область использования составляла от 2500 до 3000 ярдов. Довольно примитивное это оборудование тем не менее могло успешно работать как в активном, так и в пассивном режимах.

НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИКИ ОКРАСКИ КОРАБЛЕЙ БРИТАНСКОГО ФЛОТА

(отмечены даты приказов по Адмиралтейству)

08.09.1914 - Лидер «Faulknor» окрашен серым.

19.11.1914  - Перекраска всех кораблей в водах метрополии (кроме торпедоносцев) в светло-серый цвет (смесь 1 весовой части черной и 20 весовых частей белой красок).

27.03.1915  - Эсминцы 6-й флотилии в виде эксперимента окрашены пестро-серыми тонами.
06.04.1915 - Окраска эсминцев оставлена темно-черной, но мачты перекрашены в светло-серый цвет.
 07.05.1915 - На эсминцах и торпедоносцах нанесена ложная носовая волна-бурун.

01.06.1915 - Теперь ни один корабль флота не имел накрашенных ложных носовых волн.
13.07.1915 - Лидеры флотилий окрашены серым, эсминцы и торпедоносцы оставлены черными.

18.08.1915  - Вооруженные траулеры, мобилизованные флотом, должны быть окрашены как их гражданские сородичи, занимающиеся ловом рыбы с нанесением положенных номеров рыболовных судов.

1916 - Крейсер «Carysfort» временно окрашен синим цветом.

15.04.1916  - Подтверждаются данные об окраске эсминцев 2-й флотилии серым цветом.

23.05.1916 - По приказу командира ВМБ Rosyth's его торпедоносцы окрашены серым цветом на предстоящий летний период.

Оглавление