Оглавление

СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИДЕРОВ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ ПРОЕКТА "38" НА АМУРСКОМ СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ

Несветаев Л.С.

При написании статьи были использованы материалы по истории завода инженера Истомина В. Т. и автора статьи, фонды заводского музея, книга "Дальзавод", а также газета "Амурец" от 26.07.1990.

В задании на проектирование новых лидеров эскадренных миноносцев, утвержденном правительством Советского Союза и представленном заводу, наряду с разработкой проекта предусматривалось одновременное строительство подводных лодок и надводных кораблей.

Для строительства подводных лодок и надводных кораблей в Комсомольске одновременно со строительством нового судостроительного завода был организован также строительный участок - филиал Николаевского государственного завода НГЗ №198, ныне Черноморского судостроительного завода, Первоначально же строительство подводных лодок и эскадренных миноносцев проекта "7" велось на открытых стапелях в тяжелейших метеоусловиях.

Освоение строительства заводом надводных кораблей в доках закрытых эллингов явилось новым этапом в строительстве завода и освоении передовой технологии, и не имеющей аналогов в стране.

В навигацию 1935 года в Комсомольск на Амуре из Николаева поступили корпусные конструкции, необходимые для строительства первого лидера. К началу марта 1936 года в доке № 3 эллинга "А" были закончены бетонные работы и в нем стало возможным набирать стапель, Над доками № 2 и № 3 делалось перекрытие, производились работы по доковым стенкам дока, парапету и полу. У дока № 1 только ставились колонны.

Лидер "Киев", впоследствии (25 июля 1938 года) переименованный в "Орджоникидзе" (с 25 сентября 1940 года - "Баку"), получил строительный номер '267" и был заложен на стапеле в доке №3 эллинга "А" 10 марта 1936 года. Формирование корпуса, по существу, сводилось к сборке из секций, изготовленных заводом "НГЗ № 198" первоначальная закладка на котором была произведена 15 января 1935 года, Как известно первоначально предполагалось, что корабль будет сдан заводом "№.198" в состав Военно-Морского флота в 1937 году, но строительство лидера было перенесено а город Комсомольск-на-Амуре и сроки строительства были перенесены,

Поставщиком всех заготовок, материалов и оборудования для строительства сначала подводных лодок, а позже эскадренных миноносцев проекта "7" и лидеров эсминцев проекта "38", поставляемых этим заводом в виде небольших секций, вес которых доходил до 10 тонн, узлов россыпи (так в тексте, прим. ВВС). Грузы шли по железной дороге до станции Покровка около Хабаровска, а далее через перевалочную базу водным путем, На левом берегу Амура был сооружен длинный мол, на который подавали железнодорожные платформы, Оборудование и готовые конструкции плавучим краном перегружались на баржи и доставлялись в Комсомольск.

По установившимся добрым традициям, всякая закладка корабля являлась для его строителей радостным и волнительным событием. Закладка же корабля в построечном доке, впервые запроектированном и сооружаемом в нашей стране, являлась большим праздником для проектировщиков и строителей завода. 10 марта 1936 года, в день закладки корабля, над доком, еще опоясанном строительными лесами и эстакадами, строители, собравшиеся огромной толпой над доком, отмечали свою первую трудовую победу. В еще недостроенном доке, из бетонном днище, судостроители-сборщики закладывали боевой корабль, который должен был быть построен и отправлен в воды Тихого океана для охраны границ Отчизны.

Несколько позже, в августе 1936 года, а доке №2 был заложен второй лидер "Тбилиси" этого же проекта, с заводским номером "268". Изготовление его на заводе  № 198 началось 15 января 1935 года.

Доки эллинга "А" были коротки для сборки корпусов лидеров, длина которых равнялась 127,5 метра. Исходя из этого строители применили достаточно передовое для того времени конструктивное решение - корма лидеров выступала за ворота дока, нависая над бетонной частью наливного бассейна у ворот.

Для строительства лидеров при отделении Николаевского государственного завода ("НГЗ № 198") был организован цех №2 или, как его тогда называли, цех "Доки". В связи с этим действующая до этого временная верфь стала называться цех №1. Начальником цеха "Доки" и строителем лидеров был назначен Константин Филиппович Терлецкий, который по приказу Народного Комиссара тяжелой промышленности от 13 декабря 1935 года был направлен в Комсомольск. К.Ф. Терлецкий имел большой опыт работы по организации строительства кораблей в Ленинграде, Владивостоке и Хабаровске.

Одновременность строительства эллингов и оборудования доков со сборкой корпусов лидеров создавала большие трудности как для строительства кораблей, так и для достройки завода. Естественно, что с закладкой первого корабля в доке связано начало эксплуатации производственных мощностей нового судостроительного завода. Эти специфические условия требовали для технического руководства заводом образованного и грамотного инженера. Осенью 1935 года уполномоченный НКТП по Дальневосточному краю Кассиор поднял вопрос о назначении главным инженером Амурского судостроительного завода П.Г. Гойнкиса.

Павел Густавич Гойнкис был прекрасным специалистом и выдающимся кораблестроителем. В свое время он закончил морское инженерное училище по кораблестроительному делу и морскую академию.

Оглавление

Hosted by uCoz