Оглавление

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ЯПОНСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА "OYODO".

Материал подготовлен на основании переводов статей из "Marine Rundschau" и польского журнала "Море". Использованы также материалы из: Hansgeorg Jentchsura, Dieter Jung, Peter Mickel "Die Japanischen Krlegsschiffen", Munchen, 1970. "Random Japanese Warship Details", "Tamiya News Supplement".

В 1936 году японский флот начал разработки по "Программе пополнения корабельного состава 1939 года". Предварительные варианты программы были окончательно сформированы 27 ноября 1937 года. Дальнейшие работы над программой, получившей условное название "Maruyon Programm", были продолжены с 21 июля 1938 года, и уже в том же году на выполнение программы были выделены запрошенные денежные средства. В следующем, 1939 году, Программа была утверждена Парламентом Японии. Согласно программе, в течение шести лет - с 1939 года по 1944 год -предусматривалась постройка 83 боевых кораблей, а также резкое усиление и обучение летного состава авианосных сил флота, на что выделялось 1.205.800 тысяч иен. Однако, уже в самом начале осуществления этой Программы, в нее начали вносить изменения в сторону сокращения числа строящихся кораблей: рост финансовых расходов при постройке линейных кораблей типа "Yamato" со строительными номерами Nr.110 (будущий "Shinano". достроенный как авианосец) и Nr.111 (заложен на военно-морской верфи в Куре 7 ноября 1940 года, прекращен строительством в 1942 году и вскоре разобран на стапеле) привел к тому, что японцы были вынуждены отказаться от реализации строительных заказов Nr.128, 129 и 153. Таким образом. Программа была сокращена до 80 кораблей. Позже отказались от постройки еще двух единиц, продолжая работы только по 78 кораблям.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРЕЙСЕРОВ В РАМКАХ "MARUYON-PROGRAMM".

Проект от 27.11.1937

Крейсер проекта "W-03"

Эсминец проекта "W-04"

Пересмотр задания 21.7.1938

Тяжелый крейсер класса "А"

Легкий крейсер типа "В" ( W.103 - W.105 ) Эсминец W.106

Количество кораблей на июнь 1938

2 тяжелых крейсера по 13.000 тонн

5 легких крейсеров по 6400 тонн, 2 легких крейсера по 6600 тонн

Окончательное решение

отсутствуют

Проект "С-41" Nr.132 - Nr.135. Проект "С-42" Nr.136 - Nr.137

"Agano" (Nr.132), "Noshiro" (Nr.133), "Yahagi" (Nr.134), "Sakawa" (Nr.135) и "Oyodo" (Nr.136) стали последними из построенных японских крейсеров. В более поздних кораблестроительных программах разрабатывались планы строительства двух линейных крейсеров типа "Super А", четырех крейсеров типа "А" (тяжелые крейсера), пяти крейсеров типа "B" (легкие крейсера) и четырех малых легких крейсеров, однако лишь единицы из них были заложены, но не достроены, а к постройке остальных даже не приступали. Некоторое представление как о самих программах, так и о планируемых к постройке крейсерах дает нижеследующая таблица.                           

КРЕЙСЕРА В ЯПОНСКИХ КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.

"MARUSHIN-PROGRAMM".

"Marushin-Programm" - Программа пополнения корабельного состава во время войны. Утверждена парламентом в сентябре 1941 года. По выделяемой смете планировалось к 1942-1943 годам построить 326 кораблей и судов различных классов. Реально строились по этой программе два тяжелых крейсера.

Тяжелый крейсер проекта "С-46" представлял собой усовершенствованный крейсер типа "Suzuya" стандартным водоизмещением 12.200 тонн. Головной крейсер "Ibuki" (строительный номер Nr.300). После спуска на воду 21 мая 1943 года был отбуксирован из Куре на верфь в Сасебо для достройки его в качестве авианосца. 16 марта 1945 года при 80 % готовности строительство крейсера прекратилось. Второй крейсер (строительный номер Nr.301. название присвоено не было), заложенный 1 июня 1942 года, был прекращен постройкой уже в следующем месяце. Уже установленные на стапеле конструкции были разобраны.

"MARUGO-PROGRAMM". 

"Marugo-Programm" - Пятая Программа пополнения флота 1942 года. Утверждена парламентом в октябре 1941 года. В соответствии с выделенными 19 июня 1941 года ассигнованиями планировалось построить в 1942-1948 годах 159 кораблей общим тоннажем 650.000 тонн. Из-за начавшейся войны осуществление Программы 1 апреля 1942 года было приостановлено, а вскоре после поражения японцев у Мидуэя Программу отменили вообще.

В соответствии с программой предполагалось построить два линейных крейсера проекта "В-65" со строительными номерами Nr.795 и Nr.796. Стандартное водоизмещение составляло 33.000 тонн, главный калибр - 305 мм. Ориентировочная стоимость кораблей предполагалась 43.593.100 иен.

Пять легких крейсеров класса "В" со строительными номерами от Nr.810 до Nr.814 имели стандартное водоизмещение 8500 тонн, 155-мм главный калибр и скорость 37,5 узлов. Ориентировочная стоимость программы их строительства составляла 47.514.000 иен.

Малые легкие крейсеры ПВО, вооруженные 100-мм орудиями универсального огня, стандартным водоизмещением по 5800 тонн получили строительные номера от Nr.815 до Nr.818. Их строительство обошлось бы казне в 36.183.000 иен.

"MOD. MARUGO-PROGRAMM".

Эта программа стала результатом обобщения первого полученного опыта войны. Она была предложена на утверждение 30 июля 1942 года. Предусматривалась смета на новое кораблестроение на отчетные 1943/44 и 1944/45 годы. Программа включала 413 различных кораблей, часть из которых перешла из базовой программы "Marugo-Programm". Однако от постройки 338 единиц отказались буквально сразу же. В их число попали и два тяжелых крейсера класса "А" проекта "С-44", получивших строительные номера Nr.5037 и Nr.5038 со стандартным водоизмещением 8520 тонн. К их постройке так и не приступали.

В дополнение к указанным данным можно сказать еще, что в 1941 году командованием японского флота было проведено обсуждение "6-й Программы пополнения флота". Результатом этого стал вопрос о включении в Программу постройку четырех линейных крейсеров, близких по техническим данным к проекту "В-65" (Nr.795 и Nr.796). Этот документ, однако, состоялся лишь на этапе исследований и дальнейшего развития не получил.

Из приведенных таблиц видно, что в окончательном виде в отношении крейсеров "Maryon-Programm" представлена двумя типами кораблей. Первый - четыре крейсера типа "Agano" и другой - два крейсера типа "Oyodo". Корабли первого типа строились для службы в качестве флагманских кораблей флотилий эскадренных миноносцев, по существу представляя собой командные пункты соединений миноносных кораблей. Крейсеры типа "Oyodo" предназначались на ту же роль - как флагманы соединений подводных лодок. Второй корабль типа "Oyodo". получивший наименование "Niyodo" (В некоторых изданиях этот крейсер назван "Nyoyodo", но, по мнению автора статьи, это наименование не верно и, к тому же не подтверждается документами), был исключен из программы еще до начала постройки. Поэтому тип крейсеров "Oyodo" оказался представлен в японском флоте в единственном корабле.

 Оглавление