Оглавление

КОРАБЛИ И СУДА КИТАЙСКОЙ СУНГАРИЙСКОЙ ФЛОТИЛИИ 1929 ГОДУ

Стрельбицкий К.Б.

Первой войной после Гражданской, в которой приняли участие корабли и соединения советских военно-морских сил, стал гак называемый "Конфликт на КВЖД", или, фактически, - советско-китайская война 1929 года. Активное участие в боевых действиях осени 29-го в бассейне Амура принимали и речные военные флотилии обеих воюющих сторон - советская Дальневосточная (Амурская) и китайская Сунгарийская.

Наиболее полное (хотя и не лишенное недостатков) описание советско-китайской речной войны 1929 года интересующиеся читатели могут найти в книгах В.Н. Багрова и Н.Ф. Сунгоркина "Краснознаменная Амурская флотилия" (Москва, 1970 и 1976) и "Боевая вахта амурцев" (Хабаровск, 1982).

Справочные данные по советским кораблям - участникам боев на Сунгари нетрудно отыскать в открытой отечественной литераторе. Для этого, к примеру достаточно заглянуть в справочники "'Корабли и вспомогательные суда Советского Военно-Морского флота (1917-1927 годы)" (Москва, 1981) и "Корабли и суда ВМФ СССР 1923-1945" (Москва, 1983). Иначе обстоит дело с кораблями противника. Достаточно полные сведения о них получить сложнее. Причиной этому - скудность и разбросанность по различным источникам справочного материала по сунгарийским военным кораблям и судам. К сожалению, и в вышедшем недавно в свет первом отечественном издании, посвященном военному флоту Китая - 'Корабли китайского флота" А.С. Павлова (Якутск, 1996) - внимательный читатель сможет обнаружить данные лишь о четырех из одиннадцати боевых единиц Сунгарийской флотилии.

Автор нынешней публикации уже обращался к теме советско-китайской войны 1929 гола и участию в ней обеих речных флотилий на страницах своего справочника "Потери противников Советского Военно-Морского флота 1913-1940" (Львов, 1995, стр.12-13), Ныне вниманию читателей предлагается собранный специально по заказу сборника "Бриз" первый в своем роде но русском языке открытый справочный материал по боевым единицам китайской Сунгарийской флотилии по состоянию на 1929 год. Данный материал составлен его автором на основе анализа, изучения и сопоставления советских разведывательных и боевых документов, открытых v\ внутриведомственных отечественных и зарубежных изданий. По каждому кораблю флотилии приводится достаточно подробная историческая справка и основные тактико-технические элементы. Эти справки охватывают все одиннадцать кораблей и судов, принимавших активное участие з боевых действиях на реке Сунгари в октябре 1929 года.

Канонерская лодка "Дзян-Хен"

Заложена в 1905 году на судостроительной верфи фирмы "Кавасаки" в Кобе (Япония) по заказу китайского правительства в серии из четырех однотипных мореходных канонерских лодок. В разобранном виде доставлена морем в Китай, собрана на верфи "Дзян-Нань Док К" в Шанхае и в 1906 году вступила в строй. В конце сентября 1921 года через Амур переведена на Сунгари и вошла в состав Сунгарийской флотилии в качестве флагманского корабля, 31 октября 1929 года потоплена в Фугдине (Фуцзине) базирующимся на плавучую базу "Амур" гидросамолетом "МР-1" из состава 63-й отдельной речной авиационной эскадрильи советской Дальневосточной военной флотилии. В течение 1930-1931 годов поднята китайцами, но к 1932 году выведена ими из строя. В гаком состоянии корабль был захвачен японцами и передан манчжурам. В 1935 году поставлена на восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы "Кавасаки" в Харбине (Манчжу-Ди-Го), но в дальнейшем от ввода в строй отказались, и он там же был сдан на слом. В различных советских публикациях мореходная канонерская лодка "Цзян-Хен" (так в тексте - название написано отлично от заголовка, прим. ВВС) ошибочно классифицируется как "вспомогательный крейсер", "речной крейсер", "речной монитор" или "речной сторожевой корабль".

Водоизмещение

 550 т

Длина

64 (54,9) м

Ширина

8,5 м

Осадка

2,1 м

Паровая машина тройного расширения и 2 паровых котла; 2 дымовые трубы, 2 гребных винта

Мощность механизмов

 950 л.с.

Запас топлива

 113 т

Скорость максимальная

 13,5 уз.

экономическая

10,0 уз

Вооружение:

1 120-мм орудие;
1 88-мм полевое орудие
4 52-мм автоматических орудия;
3 пулемета;
2 87-мм бомбомета

Экипаж

123 чел.

Речная канонерская лодка "Ли-Суй"

Заложена в 1903 году по заказу Кайзеровского военного флота на судостроительной верфи фирмы "Schichau" в Эльбинге (Германия) как речная канонерская лодка "В" ("Б") (строительный номер "711"). Спущена на воду 26 августа 1903 года, затем разобрана и морем доставлена в Китай, там собрана и вновь спущена на воду, 28 мая 1904 года вступила в строй под именем "Фатердланд" ("Отчизна"). В дальнейшем корабль использовался в качестве немецкого стационара на Янцзы в столице Китая Нанкине. 18 августа 1914 года оставлена там своим экипажем, фиктивно продана военным флотом частному немецкому судовладельцу и переименована им в "Ландесфатер". 20 марта 1917 года, после объявления китайским правительством войны Германии конфискована им. В том же году лодка прошла капитальный ремонт, после которого вошла в состав китайского военного флота как речная канонерская лодка "Ли Суй".

Оглавление