Оглавление

Вооруженный речной транспорт "Ли-Чуань"

Бывший русский "номерной" речной колесный буксирный пароход (см. "Чиань-Пинь"). Прежнее обозначение точно не установлено. Построен в 1897 году на судостроительной верфи фирмы "Хэуторп, Лесли знд К" в Ньюкасле (Великобритания) по заказу правления Китайской Восточной железной дороги для своего Сунгарийского речного пароходства в серии из одиннадцати однотипных единиц. В 1918 году продан судовладельцем китайской пароходной фирме, В сентябре 1926 года судно было конфисковано китайским правительством и после переоборудования и вооружения вошло в состав Сунгарийской военной флотилии как вооруженный речной транспорт "Ли-Чуань". 30 октября 1929 года пароход потоплен в Фугдине (Фуцзине) советским гидросамолетом "МP-1" базирующимся на плавучую базу "Амур", из состава 53-й отдельной речной авиационной эскадрильи ДВВФ. В 1932 году поднят японцами и передан ими манчжурам. В 1933 году пароход прошел восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы "Кавасаки" в Харбине (Манчжу-Ди-Го), после него зачислен в состав Императорского флота  Манчжу-Ди-Го как речная канонерская лодка "Ли-Ци" Одновременно корабль носил японское название 'Рисей". К 1941 году лодка исключена из списков флота и сдана на разборку

Водоизмещение 247 / 360 т
Длина наибольшая 50,0 м
Длина по ватерлинии 48,0 м
Ширина корпуса 8,0 м
Ширина наибольшая 14,6 м
Осадка 0,9 м
1  паровая машина тройного расширения 2  гребных колеса    
Мощность механизмов 1300 л.с.
Скорость максимальная 7,5 уз.
Вооружение:    
1   52-мм автоматическое орудие   ;
2   пулемета    

Плавучая артиллерийская батарея '"Дун-И"

Бывшая стальная несамоходная сухогрузная баржа, построенная в 1927 году на судостроительной верфи фирмы 'Кавасаки" в Харбине (Китай) по заказу правления Южно-Манчжурской железной дороги для своего речного пароходства. После мобилизации и вооружения вошла в состав Сунгарийской военной флотилии как плавучая артиллерийская (несамоходная) батарея "Дун-И". В некоторых источниках ошибочно классифицируется как "Вооруженный транспорт". 11 октября 1929 года в бою с советским речным монитором "Сун-Ят-Сен" в Лахасусу (Тунцзянс) получила повреждения и в таком состоянии в тот же день захвачена советскими войсками. В качестве трофея уведена на Амур и в дальнейшем входила в состав советской военной флотилии в своем первоначальном качестве под обозначением "Х-42500" К 1945 году использовалась в составе Краснознаменной Амурской военной флотилии в качестве несамоходной плавучей базы "ПБ-2".

Водоизмещение 160 / 600 т
Длина наибольшая 62,62 м
Ширина корпуса 10,8 м
Осадка 0,35 /1,28 м
Вооружение    
2 120-мм орудия    
2 76-мм орудия    
1   40-мм зенитный автомат     ;
Вооружение по советским данным    
2   52-мм автоматических орудия; 2 47-мм автоматических орудия    
1   40-мм зенитный автомат    
2   пулемета    
3   87-мм бомбомета    

ДОПОЛНЕНИЕ

В различных источниках имеются сведения о том, что в состав китайской флотилии входил еще целый ряд кораблей и судов, какие-либо дополнительные данные по которым, однако, отсутствуют. В числе таких единиц источники называют речные канонерские лодки "Фей-Пен" (водоизмещение 450 тонн) и "Хай-Чунь", вооруженные пароходы "Хунь-Хо" (вспомогательная канонерская лодка - ?) и "Чиань-Чинь", а также до семнадцати невооруженных пароходов и военных транспортов (в том числе "Ло-Хинь").

Оглавление