Оглавление

ГИБЕЛЬ АВИАНОСЦА "GLORIOUS". КАК ЭТО БЫЛО ?

Материал подготовлен на основе статьи: Vernon W.Rowland, Captain RCN (ВМС Канады) "The Loss of HMS "Glorious". An Analysis ot the Action", "Warship International" 1/1994. (перевод с англ. Печуконис Н.И.).
По тексту сделаны дополнения:
Brown "Carrier Operations in World War II" (Vol.1), 1968
Kemp "Victory at Sea. 1939-1945"
Роскилл "Флот и война", М., 1970 (с англ. "The War at Sea" by S. Roskill, Vol.2)
Д.Маклахлан "Тайны английской разведки" (1939-1945)", М., 1971 (с англ. "Naval Intelligence in Action. 1939-45" by D.Mclachlan)
Короткий И.М. "Боевые повреждения надводных кораблей", Л, 1960
Siegfried Breyer "Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer von 1905 bis 1970"

В субботу, во второй половине дня, 8 июня 1940 года британский авианосец "Glorious" вместе со своим эскортом - эскадренными миноносцами "Acasta" и "Ardent" были перехвачены в Норвежском море немецкими линейными кораблями "Gneisenau" и "Scharnhorst". Уже через два с небольшим часа боя все три британских корабля были отправлены немецкой артиллерией на дно. Вместе с кораблями погибли свыше полутора тысяч человек из состава Королевского флота (Royal Navy), морской пехоты из состава экипажей (Royal Marines) и Королевских Военно-воздушных сил (Royal Air Force). Это сражение стало одной из самых трагических страниц в истории британского Королевского флота и до сих пор занимает умы исследователей и историков. Вряд ли можно говорить о какой-либо таинственности сражения, правильнее будет сказать, что свидетельства небольшого числа уцелевших участников боя не могут с достоверностью осветить некоторые моменты этого события, а главное, не позволяют дать достаточно полные ответы на вопросы - почему британские корабли не смогли избежать боя и почему не было организовано преследование немецких линкоров ? Именно эти вопросы и стали темой данной статьи.

ОПЕРАЦИЯ "ALPHABET"

В первых числах июня 1940 года британские военно-морские силы метрополии были задействованы сразу в двух эвакуационных операциях - английская сухопутная армия и ее союзники покидали континент. Эти операции получили кодовые названия "DINAMO" (легкие силы флота осуществляли перевозку войск из Дюнкерка) и "ALPHABET".

Цель операции стратегического значения с кодовым обозначением "ALPHABET" заключалась в эвакуации британских экспедиционных сил из Норвегии. Эти силы включали не только английские войсковые соединения, но также и армейские части британских доминионов. Проводилась операция с 2 по 8 июня 1940 года. Перевозка войск в Англию осуществлялась транспортными судами и боевыми кораблями, оперативно сформированных в две колонны, выход которых в метрополию планировался с 4 по 8 июня. Переход конвоев прикрывался боевыми кораблями и авиацией, для чего 2 июня в район Нарвика прибыли "Ark Royal" и "Glorious". Кроме них, для прикрытия привлекалась оперативная группа адмирала Уайнтворта - линейный крейсер "Repulse", три крейсера и пять эсминцев, однако эти корабли 5 июня были перенацелены для прикрытия Северного патруля и перехвата двух неизвестных кораблей, обнаруженных воздушной разведкой северо-восточнее Фарерских островов.

В это время уже велась погрузка войск на 15 транспортов под прикрытием крейсеров "Coventry" (флаг адмирала Вивиана) "Southampton", "Vindictive", и десяти эсминцев. Оперативное прикрытие погрузки и выхода первой колонны осуществляли авианосцы "Ark Royal" и "Glorious", крейсировавшие севернее Лофотенских островов. Предполагалось, что они присоединятся к эскорту второй колонны.

Шесть наиболее крупных транспортов (15 тысяч человек) первой колонны (Group I) 4-6 июня покинули Нарвик с крейсером "Vindictive." и в море встретилась с линкором "Valiant" и эсминцами, под охраной которых благополучно достигли Клайда. Вторая колонна (Group II) из семи транспортов (10 тысяч человек) 7-8 июня вышла из Нарвика в охранении крейсеров "Southampton" и "Coventry" с пятью эсминцами. Позже, 9 июня, к ним присоединился "Ark Royal" с тремя эсминцами. Авианосец "Glorious" с двумя эсминцами отправился в метрополию самостоятельно.

Немецкое морское командование, с апреля не проводившее крупных операций в Норвежском море, в начале июня спланировали набег крупных кораблей на британское судоходство - войсковые перевозки у берегов Норвегии. Операция получила кодовое обозначение "Juno" и имела цель отвлечь британский флот от поддержки своих плацдармов е Норвегии. Еще утром 4 июня из Киля под флагом адмирала Маршалла (Vice-Admiral Wilhelm Marschall) вышли немецкие линкоры "Gneisenau" и "Scharnhorst", тяжелый крейсер "Admiral Hipper" и эсминцы "Karl Galster", "Erich Steinbrik", "Hermann Schoemann" и "Hans Lody". Корабли получили задачу в ночь 8/9 июня нанести удар по британским коммуникациям у Харстада.

До 6 июня немецкое соединение, пройдя проливы, двигалось вдоль побережья Норвегии, а на следующий день крейсер и эсминцы бункеровались с танкера "Dithmarschen". Тем временем немецкие самолеты-разведчики обнаружили две группы английских транспортов. Маршалл решил атаковать южную группу и сообщил о своем намерении в штаб командования "West". Однако штаб не согласился с его решением, и немецкий флагман получил приказ продолжать операцию крупными кораблями, отправив на уничтожение транспортов крейсер с эсминцами. Маршалл приказ игнорировал и, построив корабли в строй фронта, начал поиск британских кораблей.

Оглавление