Оглавление

ГИБЕЛЬ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ "Z.1" и "Z.3".

Gerhard Hummelchen "Der Untergang der Zerstorer "Z.1" und "Z.3". "Marine Rundschau" N.2/1958 "Vor zwanzig jahres 22-23.2.40". "Marine Rundschau" N. 1/1960 M.J.Whitley "Destroyer! German Destroyers in World War II" Wolfgang Harnack "Zerstorer. Unter Deutscher Flagge 1934 bis 1945" Herford, 1994.

22-23 февраля 1940 года. Операция "Wikinger". Во время выхода начальника эсминцев (F. Bonte) с эскадренными миноносцами "Leberecht Maas", "Max Schultz", "Richard Beitzen", "Theodor Riedel", "Erich Koellner" и "Friedrich Eckoldt" в район Доггер-банки против английских траулеров соединение было ошибочно атаковано немецкими самолетами (экипажи немецких самолетов не были информированы о том, что в этом районе находятся собственные корабли). В "Leberecht Maas" попало три бомбы. Во время маневра уклонения "Leberecht Maas" (Bassenge) и "Max Schultz" (Trampedach) зашли в одно из двух недавно выставленных английскими эсминцами минных полей в проходе между немецкими минными полями и погибли.

(Хроника "Marine Rundschau" 1960 No.1, стр.49)

Потеря двух немецких эскадренных миноносцев "Leberecht Maas" (Z.1) и "Max Schultz" (Z.3) 22 февраля 1940 года - одно из самых трагических для немцев событий Второй мировой войны. Трагическим. - несмотря на то, что потеря двух эсминцев не такое уж редкое для большой войны событие, - его считают потому, что эти два ценных для немецкого флота корабля, которых у Германии имелось только двадцать две единицы, погибли в результате воздействия собственных вооруженных сил.

В своей книге "Война на море" известный немецкий военно-морской историк Фридрих Руге отметил по этому поводу: "... бомбами, сброшенными с собственного самолета, были потоплены эсминцы "Leberecht Maas" и "Max Schultz", ... оповещение об их возвращении задержалось, следуя по извилистому пути от одного вида вооруженных сил к другому".

С ноября 1939 года по апрель 1940 года немецкими эскадренными миноносцами типа "Z" командовал начальник эсминцев капитан 1-го ранга (позже коммодор) Фридрих Бонте (Führer der Zerstörer Capitan zur Zee (Kommodore) Friedrich Bonte) - так именовался адмирал или старший офицер, ведавший специальной боевой подготовкой всех эсминцев, независимо от того, в какие соединения они входили; в тех случаях, когда эсминцы разных соединений сводились в одну многочисленную группу, начальник эсминцев принимал над ней непосредственное командование.

Немецкие эскадренные миноносцы, наряду с выполнением разведывательных задач и наблюдением за морем, сумели осуществить в первые месяцы войны, с 17 октября 1939 года по 10 февраля 1940 года, девять минных постановок на маршрутах перехода английских судов у восточного побережья и при этом выставили около 1800 мин.

Первая постановка была произведена 17 октября 1939 года в устье реки Хэмбер, следующая 12 ноября в устье реки Темзы и третья в ночь 17/18 ноября снова в устье реки Хэмбер. Число выставленных мин составило 540. Во время следующей минной постановки 6 декабря в районе Кромер немецкие эсминцы внезапно обнаружили два английских, один из которых, "Jersey" получил попадание торпедой. На английском соединении, очевидно, не обнаружили своего противника и предположили атаку немецкой подводной лодки. Это мнение английского адмиралтейства укрепилось благодаря заведомо ложной информации в донесении немецких вооруженных сил. В ночь 12/13 декабря пять немецких эсминцев выставили мины в устье реки Тайн. В последующем, в период новолуния, в январе 1940 года немцы в ходе двух операций выставили минные заграждения у Блайта, Кромер Кноль и в устье Темзы. Во время последнего, девятого, выхода в ночь 9/10 февраля 1940 года эсминцы выставили 157 мин у Кромер Кноль и еще 110 мин в морском районе Orfordness - Schipwash. Все заградительные операции оказались незамеченными противником. Потерь с немецкой стороны не было. Насколько искусно были проведены эти операции показывает замечание английского военно-морского командования, которое свидетельствовало, что английский флот не оказал противодействия, поскольку оно считало, что в этом районе Германия использует для минных постановок только подводные лодки и самолеты.

Северное море всегда славилось рыболовством и в его богатых водах добывали рыбу флотилии многих стран и прежде всего Англии. Даже во время войны британские моряки выходили в море из портов восточного побережья, продолжая снабжать страну свежей рыбой. Самым популярным местом была Доггер-банка - отмель в южной части Северного моря длиной 90 миль. Самолеты "Luftwaffe", выполнявшие разведывательные и бомбардировочные полеты, пролетая через этот район всегда отмечали здесь концентрацию рыболовных судов. Сведения, поступавшие в штаб морского командования "West", говорили также о подозрительном поведении некоторых из этих судов, которые могли действовать совместно с подводными лодками. Вспоминались времена Первой мировой войны, когда из-за частых атак германских подводных лодок на беззащитные рыболовные суда, некоторые из них были приспособлены под буксировку подводной лодки, обычно малой - типа "S", которая при угрозе ее буксировщику сама могла отправить на. дно атакующего противника. Однако такой ход событий был маловероятен для 1940 года, тем более, что после немногих атак подводных лодок главную угрозу для этих судов стала представлять авиация.

Оглавление

Hosted by uCoz