После окончания Первой мировой войны, в 1922 году, французское правительство приняло решение о предстоящем обновлении корабельного состава флота, прошедшего суровые испытания за четыре года боевого использования.
Принятая программа предусматривала наряду с постройкой трех 8000-тонных крейсеров, позже получивших прозвище "картонных", и двенадцати подводных лодок, пополнение флота двенадцатью эскадренными миноносцами (torpilleurs descadre) в 1500 тонн и шестью контрминоносцами (contre-torpilleurs) в 2400 тонн. Последние являлись принципиально новыми кораблями и их появление во французском флоте требует некоторого объяснения.
Сами по себе корабли типа "Jaguar" - первые представители класса французских межвоенных контр-миноносцев - представляли собой корабли, созданные для возможного противоборства итальянским "разведчикам" ("exploratori"), английским лидерам флотилий миноносцев (появившимся в 1915 году) и немецким "супер-эсминцам" (испытания которых начались в 1918 году). Наряду с этим они одновременно являлись уменьшенными легкими крейсерами, созданными по типу подобных кораблей, хорошо зарекомендовавших себя в 1914-1918 годах в Северном море и Адриатике. Французский Генеральный морской штаб (Etat-Major general, EMG) и Технический отдел (Service technique) не преминули воспользоваться опытом их использования. Конечно же. этот опыт изучался в той степени, в которой он мог быть использован во французском флоте.
Во Франции в это время не помышляли о возможности вооруженного конфликта с Британией или США. Не рассматривался как возможный противник и флот Германии - быстрое восстановление его было невозможно из-за версальских ограничений. На первый план выступала Италия, которая считала Средиземное море в большей его части своим и уже с трудом терпела традиционное британское превосходство на этом театре. Французское командование с тревогой и озабоченностью рассматривало технические данные и возможности трех итальянских "Leone" (1526/2200 ts, 33,5 уз), которые считались воплощением идей итальянского адмиралтейства и всего боевого опыта в отношении легких кораблей этой средиземноморской державы. С другой стороны французы достаточно хорошо знали возможности британских лидеров флотилий эсминцев, благодаря обстоятельным рапортам капитана 1-го ранга Вандера (capitane de vaisseau Vandier) - наблюдателя и представителя французского флота на Гранд Флите адмирала Битти.
К этому времени французы уже имели небольшой опыт проектирования больших эсминцев (torpilleurs de escadre). разработка которых началась в 1913 году и была прекращена после начала войны. В 1917 году морской Генштаб (4-й отдел) в технической записке, датированной 24 сентября, предложил начать разработку двух типов эскадренных легких кораблей (batiments de flottille) - 33-узлового эскадренного миноносца в 1500 тонн при нормальной загрузке и другого корабля той же категории, но более крупного и мощного, с улучшенными характеристиками Техническое задание на него предусматривало:
Скорость | 35 узлов |
Радиус действия | 3500 миль |
Вооружение | четыре 140-мм орудия и шесть торпедных труб |
Интересно отметить схожесть этих технических заданий и заданий, предложенных позже для конструирования эсминца в 1500 тонн и контр-миноносца в 2400 тонн программы 1922 года.
Трудность разработки проекта контр-миноносца программы 1922 года заключалась в том. что французы имели только теоретическое знакомство с подобными кораблями. Прямого и практического опыта не имелось. Некоторую, но совсем небольшую помощь в этом оказали бывшие немецкие корабли, включенные в списки французского флота в 1920 года, в частности - бывший немецкий 2500-тонный эсминец "V-116", получивший во французском флоте наименование "Amiral Senes". Генштаб и Технический отдел проявили исключительный интерес к этому быстроходному (33 узла) и мощно вооруженному (4 150-мм орудия облегченного типа) кораблю. Анализ и исследование его характеристик и оборудования, проведенный инженером Генштаба Паоли (M. Paoli). несомненно имели очень сильное влияние на разработку проекта "Jaguar". Работы по проектированию проводились коллективом под руководством М. Гаррета (М. Garret) Немецкий эсминец хорошо помог и в том плане, что позволил сформулировать требование Гаррета на крупные габариты корабля. Вполне возможно, что если бы не существовал немецкий эсминец эти требования могли бы выглядеть достаточно дерзко.
Тип |
Кол-во |
Бюджет |
Готовность |
Водоизмещение |
Пр. скорость |
"Jaguar" |
6 |
1922 |
1926-1927 |
2.126 |
35,5 |
"Guepard" |
3 |
1925 |
1930-1931 |
2.436 |
35,5 |
"Valmy" |
3 |
1926 |
до 1931 |
2.436 |
35,5 |
"Aigle" |
6 |
1927 |
1932-1934 |
2.441 |
36,0 |
"Vauquelin" |
6 |
1928/29 |
до 1934 |
2.441 |
36,0 |
"Le Malin" |
6 |
1930 |
1935 |
2.569 |
37,0 |
"Mogador" |
1 |
1932 |
до 1938 |
2.930 |
39,0 |
"Mogador" |
1 |
1934 |
до 1938 |
2.930 |
39,0 |
"Mogador"* |
4 |
1938 |
- |
2.930 |
39,0 |
* Четыре корабля типа "Mogador", санкционированные в 1938 году, были заказаны за несколько недель до войны. Их постройка была остановлена в связи с началом военных действий.