Оглавление

Гораздо более крупный, чем любой современный эсминец или лидер, французский контр-миноносец периода 1922-1940 годов, появился как корабль с характеристиками новыми и более лучшими, чем это могли представить французские инженеры в 1917 году.

Испытания "Jaguar'oв" показали очень хорошие результаты (особенно нужно отметить "Tigre"). Этот успех, а также впечатляющие технические и боевые характеристики, побудили флот предложить постройку в течение ряда лет тридцати контр-миноносцев, которые и были включены в проект морского закона 1924 года. Эта кораблестроительная программа предусматривала тридцать кораблей со временем постройки в 1922 - 1938 годах.

За исключением контр-миноносцев типа "Mogador". все эти корабли имели следующие особенности, заложенные в их конструкцию при проектировании и проявившиеся в результате эксплуатации и боевого использования кораблей.
-  Сравнительно одинаковое водоизмещение, достаточно большое по величине, но не позволяющее дать кораблю характеристики легкого крейсера, функции которых они зачастую должны были исполнять.
-  Энергетическая установка большой мощности с высокой надежностью эксплуатации.
-  Сравнительно высокая скорость в условиях, пригодных для боя.
-  Хорошая маневренность и управляемость.
-  Мощное артиллерийское вооружение, преобладающее над торпедным.
-  Вполне удовлетворительная обитаемость.
-  Отсутствие какой-либо броневой защиты, если таковой не считать маневренность и скорость.
-  Ограниченная дальность плавания.

Корабли этого класса создавались для действий прежде всего на ограниченных морских театрах, в первую очередь - на Средиземном море, учитывая, что наиболее вероятным противником для Франции являлась в то время Италия. Как очень хорошо написал адмирал Кастэ (Castex) в своем труде "Стратегические теории" ("Theories strategiques". Vol.Ill) - "Известно, что легкие и быстроходные единицы, на умеренных, преодолимых дальностях действия (a distance Iranchissable moderee) могут быть использованы лучше там (речь шла о Средиземном море), чем в других регионах, принимая во внимание малые расстояния и близость многочисленных баз это и есть место использования флотилий кораблей..."

В предыдущей таблице ясно показано, что все контрминоносцы, по крайней мере до типа "Mogador", по своим основным характеристикам очень близки - как с точки зрения водоизмещения и скорости, так и вооружения - пять 130-мм орудий на шести первых кораблях и пять 138-мм орудий - на остальных. К ним - шесть или девять торпедных труб. Каждая серия отличалась от предшествующей только усовершенствованиями в области энергетики и артиллерии. Эти изменения делались на основе испытаний и службы предшественников, и. разумеется, технического прогресса.

Следует подчеркнуть, что начиная с этих контр-миноносцев, так же как и 1500-тонных миноносцев программы 1922 года и следующих за ними, французский флот впредь заказывал строительство серий кораблей, разработанных в одном техническом отделе вплоть до деталей, не считая нужным обращаться за проектами к конструкторам частных заводов. В процессе проектирования конструкторы все больше и больше склонялись к мнению, хорошо обоснованному и весьма справедливо выраженному на эту тему в 1913 году членами постоянной Комиссией испытаний флота.

КОНТР-МИНОНОСЦЫ ТИПА "JAGUAR".

Первыми кораблями, строительство которых началось в соответствии с новыми концепциями, стали шесть контр-миноносцев типа "Jaguar" Некоторые сведения о них приведены ниже в таблице.

Место постройки кораблей

заложен спущен испытания вступил в строй

"Jaguar"

"Arsenale de Lorient" в Лориане

авг.1922 17.11.1923 июнь 1925 июнь 1926

"Panthere"

"Arsenale de Lorient" в Лориане

дек.1922 27.10.1924 нояб.1925 нояб.1926

"Leopard"

"Ateliers & Chantiers de la Loire" (St.-Nazaire) в Сен-Назере

1923 29.09.1924 окт. 1925 окт. 1927

"Lynx"

"Ateliers & Chantiers de la Loire" (St.-Nazaire) в Сен-Назере

1923 24.02.1924 февр.1927 авг. 1927

"Chacal"

"Ateliers & Chantiers de la Loire & Penhoet" (St.-Nazaire) в Сен-Назер

1923 27.09.1924 нояб.1927 июнь 1926

"Tigre"

"Ateliers & chantiers de la Bretagne" (Nantes) в Нанте

1923 02.08.1924 июнь 1925 дек. 1925

 

Водоизмещение в нормальной грузу 

2126/2400-2500 тонн

Водоизмещение в полном грузу

2950/3050 тонн

Длина наибольшая

126,78 м

Длина между перпендикулярами

119,70 м

Ширина по ватерлинии

11,08 м

Ширина наибольшая

11,32 м

Высота корпуса

7,02 м

Осадка (при 2400 тонн) носом

3,20 м

Осадка (при 2400 тонн) кормой

4,10 м

2 ПТЗА систем "Rateau" и "Вreguet"
5 котлов "Du Temple"
Мощность установки 50.000 SHP
Емкость топливных цистерн 530 тонн (577 куб. м)
Вооружение:
5 130-мм орудия (в одинарных установках)  
макс. угол возвышения  +36 град.
запас снарядов на орудие 130
2 75-мм зенитных орудия
запас снарядов на орудие 300
запас осветительных снарядов 120
6 550-мм торпедных труб для торпед типа "19.D" с зарядом 237,5 кг ВВ
2 бомбосбрасывателя
запас бомб весом по 240/200 кг  16
4 бомбомета типа "Thornycroft"  
запас бомб весом по 125/100 кг 30
Экипаж 195 чел. (в том числе: 8 офицеров, 22 младших офицера (officier-mariniers),66 унтер-офицеров, 99 матросов)

Оглавление

Hosted by uCoz