Гораздо более крупный, чем любой современный эсминец или лидер, французский контр-миноносец периода 1922-1940 годов, появился как корабль с характеристиками новыми и более лучшими, чем это могли представить французские инженеры в 1917 году.
Испытания "Jaguar'oв" показали очень хорошие результаты (особенно нужно отметить "Tigre"). Этот успех, а также впечатляющие технические и боевые характеристики, побудили флот предложить постройку в течение ряда лет тридцати контр-миноносцев, которые и были включены в проект морского закона 1924 года. Эта кораблестроительная программа предусматривала тридцать кораблей со временем постройки в 1922 - 1938 годах.
За исключением контр-миноносцев типа "Mogador". все эти корабли имели следующие особенности, заложенные в их конструкцию при проектировании и проявившиеся в результате эксплуатации и боевого использования кораблей.
- Сравнительно одинаковое водоизмещение, достаточно большое по величине, но не позволяющее дать кораблю характеристики легкого крейсера, функции которых они зачастую должны были исполнять.
- Энергетическая установка большой мощности с высокой надежностью эксплуатации.
- Сравнительно высокая скорость в условиях, пригодных для боя.
- Хорошая маневренность и управляемость.
- Мощное артиллерийское вооружение, преобладающее над торпедным.
- Вполне удовлетворительная обитаемость.
- Отсутствие какой-либо броневой защиты, если таковой не считать маневренность и скорость.
- Ограниченная дальность плавания.
Корабли этого класса создавались для действий прежде всего на ограниченных морских театрах, в первую очередь - на Средиземном море, учитывая, что наиболее вероятным противником для Франции являлась в то время Италия. Как очень хорошо написал адмирал Кастэ (Castex) в своем труде "Стратегические теории" ("Theories strategiques". Vol.Ill) - "Известно, что легкие и быстроходные единицы, на умеренных, преодолимых дальностях действия (a distance Iranchissable moderee) могут быть использованы лучше там (речь шла о Средиземном море), чем в других регионах, принимая во внимание малые расстояния и близость многочисленных баз это и есть место использования флотилий кораблей..."
В предыдущей таблице ясно показано, что все контрминоносцы, по крайней мере до типа "Mogador", по своим основным характеристикам очень близки - как с точки зрения водоизмещения и скорости, так и вооружения - пять 130-мм орудий на шести первых кораблях и пять 138-мм орудий - на остальных. К ним - шесть или девять торпедных труб. Каждая серия отличалась от предшествующей только усовершенствованиями в области энергетики и артиллерии. Эти изменения делались на основе испытаний и службы предшественников, и. разумеется, технического прогресса.
Следует подчеркнуть, что начиная с этих контр-миноносцев, так же как и 1500-тонных миноносцев программы 1922 года и следующих за ними, французский флот впредь заказывал строительство серий кораблей, разработанных в одном техническом отделе вплоть до деталей, не считая нужным обращаться за проектами к конструкторам частных заводов. В процессе проектирования конструкторы все больше и больше склонялись к мнению, хорошо обоснованному и весьма справедливо выраженному на эту тему в 1913 году членами постоянной Комиссией испытаний флота.
Первыми кораблями, строительство которых началось в соответствии с новыми концепциями, стали шесть контр-миноносцев типа "Jaguar" Некоторые сведения о них приведены ниже в таблице.
Место постройки кораблей |
заложен | спущен | испытания | вступил в строй | |
"Jaguar" |
"Arsenale de Lorient" в Лориане |
авг.1922 | 17.11.1923 | июнь 1925 | июнь 1926 |
"Panthere" |
"Arsenale de Lorient" в Лориане |
дек.1922 | 27.10.1924 | нояб.1925 | нояб.1926 |
"Leopard" |
"Ateliers & Chantiers de la Loire" (St.-Nazaire) в Сен-Назере |
1923 | 29.09.1924 | окт. 1925 | окт. 1927 |
"Lynx" |
"Ateliers & Chantiers de la Loire" (St.-Nazaire) в Сен-Назере |
1923 | 24.02.1924 | февр.1927 | авг. 1927 |
"Chacal" |
"Ateliers & Chantiers de la Loire & Penhoet" (St.-Nazaire) в Сен-Назер |
1923 | 27.09.1924 | нояб.1927 | июнь 1926 |
"Tigre" |
"Ateliers & chantiers de la Bretagne" (Nantes) в Нанте |
1923 | 02.08.1924 | июнь 1925 | дек. 1925 |
Водоизмещение в нормальной грузу |
2126/2400-2500 тонн |
Водоизмещение в полном грузу |
2950/3050 тонн |
Длина наибольшая |
126,78 м |
Длина между перпендикулярами |
119,70 м |
Ширина по ватерлинии |
11,08 м |
Ширина наибольшая |
11,32 м |
Высота корпуса |
7,02 м |
Осадка (при 2400 тонн) носом |
3,20 м |
Осадка (при 2400 тонн) кормой |
4,10 м |
2 ПТЗА систем "Rateau" и "Вreguet" | |
5 котлов "Du Temple" | |
Мощность установки | 50.000 SHP |
Емкость топливных цистерн | 530 тонн (577 куб. м) |
Вооружение: | |
5 130-мм орудия (в одинарных установках) | |
макс. угол возвышения | +36 град. |
запас снарядов на орудие | 130 |
2 75-мм зенитных орудия | |
запас снарядов на орудие | 300 |
запас осветительных снарядов | 120 |
6 550-мм торпедных труб для торпед типа "19.D" с зарядом 237,5 кг ВВ | |
2 бомбосбрасывателя | |
запас бомб весом по 240/200 кг | 16 |
4 бомбомета типа "Thornycroft" | |
запас бомб весом по 125/100 кг | 30 |
Экипаж | 195 чел. (в том числе: 8 офицеров, 22 младших офицера (officier-mariniers),66 унтер-офицеров, 99 матросов) |