Оглавление

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТР-МИНОНОСЦЕВ - "ЧЕТЫРЕХТРУБНИКОВ"

Тип контр-миноносцев

"Bison"

Valmy"

Albatros

"Milan"

"Vauquelin"

Водоизмещение контрактное (испытаний)

2436 ts

2436 ts

2441 ts

2441 ts

2441 ts

Водоизмещение при нормальной нагрузке

2700 т

2700 т

2660 т

2660 т

2660 т

Водоизмещение при полной нагрузке

3200 т

3200 т

3140 т

3140 т

3140 т

Длина наибольшая

130,20 м

130,20 м

128,50 м

129,30 м

129,30 м

Длина между перпендикулярами

123,10 м

123,10 м

122,40 м

122,40 м

122,40 м

Ширина по ватерлинии

11,52 м

11,52 м

11,69 м

11,70 м

11,70 м

Ширина наибольшая

11,76 м

11,76 м

11,84м

11,84 м

11,84 м

Осадка при полной нагрузке носом / кормой

3,38/4,68 м

3,38/4,68 м

3,49/4,97 м

3,49/4,97 м

3,49 /4,97 м

Высота корпуса

7,60 м

7,60 м

7,30 м

7,30 м

7,30 м

Вооружение:

5 - 138,6-мм орудий на одинарных лафетах (боезапас по 150 выстрелов на ствол);
4 - 37-мм зенитных полуавтоматических пушки на одинарных лафетах (боезапас 2400 выстрелов);
4 - 13,2-мм зенитных пулемета на спаренных лафетах (установлены на кораблях незадолго до войны);
6 или 7 - 550-мм торпедных труб на 2-трубных и 3-трубных установках;
2 бомбосбрасывателя и 4 бомбомета (штатно);
40 мин заграждения (только на кораблях типа "Vauquelin").

Энергетическая установка:

2 паровых турбинных агрегата "Rateau", "Parsons" или "Zoelly" с зубчатой передачей простого типа;

4 водотрубных котла Penhoet с тонкими вертикальными трубками

Мощность турбин при обычной и форсированной тяге

64.000 / 70.000 л.с.

Скорость контрактная

35,5 узлов (корабли типа "Guepard" и "Valmy") и 36,0 узлов (остальные корабли)

Скорость на испытаниях

от  39,8 до 42,2 узла

Емкость топливных цистерн

572/585 тонн

Дальность плавания (различалась от серии к серии)

в среднем 3400 - 3650 миль на скорости 14,5 узла и около 750-800 миль на полной скорости (34 узла)

Экипаж:

230 человек, в том числе 10 офицеров, 34 унтер-офицера и 186 квартирмейстеров и матросов

Спасательные средства:

 2 моторных катера, 2 барказа (из них 1 моторный), 1 вельбот, 1 ялик-двойка и 1 сборная плоскодонная шлюпка.

Как уже упоминалось корпус кораблей собирался по продольной системе набора. Внешний вид имел некоторое сходство с предшествующим типом "кошек" - высокий (около 7 метров над ватерлинией) полубак на протяжении примерно 2/5 длины корпуса, компоновка надстроек, размещение торпедных аппаратов и орудийных установок, слегка наклоненные назад дымовые трубы, носовая треногая мачта и легкая мачта в корме, одинаковые образования оконечностей с сильно наклоненным вперед форштевнем и круглой и довольно широкой кормой, заваленной внутрь. Основные отличия заключались в количестве труб и подпорах грот-мачты на кораблях типа "Jaguar". Кроме того, более поздние контр-миноносцы серий "Milan" и "Vauquelin" имели иную форму кормы - обычного крейсерского типа с развалом наружу, и кроме того отличались расстановкой торпедных аппаратов, что впрочем мало изменило боковой силуэт.

При некотором увеличении длины и ширины корпуса относительные коэффициенты практически не изменились - L/B=11,35 на "Lynx" и 11,0 на "Milan" и "Vauquelin"; T/B=0,326 на "Lynx" и 0,331 на "Milan" и "Vauquelin". Это говорит о том, что французские конструкторы не стремились как-то кардинально изменять обводы корпуса для достижения более высокой скорости, а решали эту проблему простым увеличением мощности механизмов. По всей вероятности этого не требовало и морское командование, вполне удовлетворенное результатами испытаний кораблей типа "кошек".

Вообще же, основные изменения производились только в вооружении и энергетической установке, что вполне объяснимо в связи с неизменностью задач, предъявляемых флотом к данному классу кораблей, при этом важно отметить, что предполагаемая при проектировании величина кораблей не позволяла придать им черты легкого крейсера-разведчика, хотя многие из предъявляемых им задач, традиционно были присущи именно классу крейсеров. Это подтверждается также и тем, что на контр-миноносцах прослеживается явное преобладание артиллерийского вооружения над торпедным. То, что большая дальность плавания не относилась к основным требованиям объясняется тем, что контр-миноносцы создавались конкретно против итальянских кораблей для действий на сравнительно небольшом и насыщенном морскими базами средиземноморском театре. А так как итальянский флот стремился к господству только в Средиземном море, то и для борьбы с ним не требовались корабли с большой дальностью плавания. Однако, как оказалось, в ходе предстоящей войны французскому флоту пришлось больше сражаться со своими "союзниками", чем с итальянцами.

ВООРУЖЕНИЕ

Корабли практически не отличались между собой по составу вооружения. Контр-миноносцы типов "Bison" и "Valmy" получили на вооружение по пять 40-калиберных 138,6-мм орудий модели "24" на одинарных лафетах, прикрытых защитными щитами. Характеристики этого орудия были очень близки к орудию 130-мм калибра модели "23", которыми вооружались все 1500-тонные эскадренные миноносцы, постройки начиная с 1924 бюджетного года. Хотя разница в калибрах была незначительна веса снарядов отличались более разительно - 40,4 кг против 32 кг у 130-мм пушки. Учитывая ручное заряжение орудий и достаточно большой вес снаряда практическая скорострельность 138-мм орудия оказалась незначительной и не превышала 5-6 выстрелов в минуту, хотя теоретически скорость стрельбы могла быть и большей. Влияла на скорострельность также не совсем удачная конструкция откидных затворов (culasse a secteurs echelonnes), принятая на этих орудиях.

Максимальная дальность стрельбы достигала 19 км при возвышении орудия +35 градусов, но точность стрельбы по всплескам можно было корректировать только на дистанциях не более 13 км, и лишь в ясную погоду и при спокойном море это удавалось и на больших дистанциях. Дополнительную трудность корректировки на дальних дистанциях составило относительно большое время полета снаряда, например, расстояние 9000 метров снаряд преодолевал за 17,6 секунд. Объяснялось это большим весом снаряда и его слишком малой начальной скоростью вылета, равной примерно 700 м в секунду.

Оглавление