Тип контр-миноносцев |
"Bison" |
Valmy" |
Albatros |
"Milan" |
"Vauquelin" |
Водоизмещение контрактное (испытаний) |
2436 ts |
2436 ts |
2441 ts |
2441 ts |
2441 ts |
Водоизмещение при нормальной нагрузке |
2700 т |
2700 т |
2660 т |
2660 т |
2660 т |
Водоизмещение при полной нагрузке |
3200 т |
3200 т |
3140 т |
3140 т |
3140 т |
Длина наибольшая |
130,20 м |
130,20 м |
128,50 м |
129,30 м |
129,30 м |
Длина между перпендикулярами |
123,10 м |
123,10 м |
122,40 м |
122,40 м |
122,40 м |
Ширина по ватерлинии |
11,52 м |
11,52 м |
11,69 м |
11,70 м |
11,70 м |
Ширина наибольшая |
11,76 м |
11,76 м |
11,84м |
11,84 м |
11,84 м |
Осадка при полной нагрузке носом / кормой |
3,38/4,68 м |
3,38/4,68 м |
3,49/4,97 м |
3,49/4,97 м |
3,49 /4,97 м |
Высота корпуса |
7,60 м |
7,60 м |
7,30 м |
7,30 м |
7,30 м |
Вооружение:
5 - 138,6-мм орудий на одинарных лафетах (боезапас по 150 выстрелов на ствол);
4 - 37-мм зенитных полуавтоматических пушки на одинарных лафетах (боезапас 2400 выстрелов);
4 - 13,2-мм зенитных пулемета на спаренных лафетах (установлены на кораблях незадолго до войны);
6 или 7 - 550-мм торпедных труб на 2-трубных и 3-трубных установках;
2 бомбосбрасывателя и 4 бомбомета (штатно);
40 мин заграждения (только на кораблях типа "Vauquelin").
Энергетическая установка: |
|
2 паровых турбинных агрегата "Rateau", "Parsons" или "Zoelly" с зубчатой передачей простого типа; |
|
4 водотрубных котла Penhoet с тонкими вертикальными трубками |
|
Мощность турбин при обычной и форсированной тяге |
64.000 / 70.000 л.с. |
Скорость контрактная |
35,5 узлов (корабли типа "Guepard" и "Valmy") и 36,0 узлов (остальные корабли) |
Скорость на испытаниях |
от 39,8 до 42,2 узла |
Емкость топливных цистерн |
572/585 тонн |
Дальность плавания (различалась от серии к серии) |
в среднем 3400 - 3650 миль на скорости 14,5 узла и около 750-800 миль на полной скорости (34 узла) |
Экипаж: |
230 человек, в том числе 10 офицеров, 34 унтер-офицера и 186 квартирмейстеров и матросов |
Спасательные средства: |
2 моторных катера, 2 барказа (из них 1 моторный), 1 вельбот, 1 ялик-двойка и 1 сборная плоскодонная шлюпка. |
Как уже упоминалось корпус кораблей собирался по продольной системе набора. Внешний вид имел некоторое сходство с предшествующим типом "кошек" - высокий (около 7 метров над ватерлинией) полубак на протяжении примерно 2/5 длины корпуса, компоновка надстроек, размещение торпедных аппаратов и орудийных установок, слегка наклоненные назад дымовые трубы, носовая треногая мачта и легкая мачта в корме, одинаковые образования оконечностей с сильно наклоненным вперед форштевнем и круглой и довольно широкой кормой, заваленной внутрь. Основные отличия заключались в количестве труб и подпорах грот-мачты на кораблях типа "Jaguar". Кроме того, более поздние контр-миноносцы серий "Milan" и "Vauquelin" имели иную форму кормы - обычного крейсерского типа с развалом наружу, и кроме того отличались расстановкой торпедных аппаратов, что впрочем мало изменило боковой силуэт.
При некотором увеличении длины и ширины корпуса относительные коэффициенты практически не изменились - L/B=11,35 на "Lynx" и 11,0 на "Milan" и "Vauquelin"; T/B=0,326 на "Lynx" и 0,331 на "Milan" и "Vauquelin". Это говорит о том, что французские конструкторы не стремились как-то кардинально изменять обводы корпуса для достижения более высокой скорости, а решали эту проблему простым увеличением мощности механизмов. По всей вероятности этого не требовало и морское командование, вполне удовлетворенное результатами испытаний кораблей типа "кошек".
Вообще же, основные изменения производились только в вооружении и энергетической установке, что вполне объяснимо в связи с неизменностью задач, предъявляемых флотом к данному классу кораблей, при этом важно отметить, что предполагаемая при проектировании величина кораблей не позволяла придать им черты легкого крейсера-разведчика, хотя многие из предъявляемых им задач, традиционно были присущи именно классу крейсеров. Это подтверждается также и тем, что на контр-миноносцах прослеживается явное преобладание артиллерийского вооружения над торпедным. То, что большая дальность плавания не относилась к основным требованиям объясняется тем, что контр-миноносцы создавались конкретно против итальянских кораблей для действий на сравнительно небольшом и насыщенном морскими базами средиземноморском театре. А так как итальянский флот стремился к господству только в Средиземном море, то и для борьбы с ним не требовались корабли с большой дальностью плавания. Однако, как оказалось, в ходе предстоящей войны французскому флоту пришлось больше сражаться со своими "союзниками", чем с итальянцами.
Корабли практически не отличались между собой по составу вооружения. Контр-миноносцы типов "Bison" и "Valmy" получили на вооружение по пять 40-калиберных 138,6-мм орудий модели "24" на одинарных лафетах, прикрытых защитными щитами. Характеристики этого орудия были очень близки к орудию 130-мм калибра модели "23", которыми вооружались все 1500-тонные эскадренные миноносцы, постройки начиная с 1924 бюджетного года. Хотя разница в калибрах была незначительна веса снарядов отличались более разительно - 40,4 кг против 32 кг у 130-мм пушки. Учитывая ручное заряжение орудий и достаточно большой вес снаряда практическая скорострельность 138-мм орудия оказалась незначительной и не превышала 5-6 выстрелов в минуту, хотя теоретически скорость стрельбы могла быть и большей. Влияла на скорострельность также не совсем удачная конструкция откидных затворов (culasse a secteurs echelonnes), принятая на этих орудиях.
Максимальная дальность стрельбы достигала 19 км при возвышении орудия +35 градусов, но точность стрельбы по всплескам можно было корректировать только на дистанциях не более 13 км, и лишь в ясную погоду и при спокойном море это удавалось и на больших дистанциях. Дополнительную трудность корректировки на дальних дистанциях составило относительно большое время полета снаряда, например, расстояние 9000 метров снаряд преодолевал за 17,6 секунд. Объяснялось это большим весом снаряда и его слишком малой начальной скоростью вылета, равной примерно 700 м в секунду.