18 апреля 1922 года во Франции была окончательно утверждена первая после окончания войны кораблестроительная программа. В числе прочих кораблей в ней предусматривалась постройка шести крупных эскадренных миноносцев, получивших во французском флоте классификацию контрминоносцы (Contre Torpilleurs). Их готовность намечалась в 1926-1927 годах. Меньше чем через год, 26 февраля 1923 года был выдан первый заказ на строительство "Tigre", а уже летом 1925 года на нем начались предварительные испытания. Пройдя в октябре официальные приемные испытания он еще в декабре того же года был зачислен в строй флота. За ним в течение 1926-1927 года последовали еще пять серийных кораблей.
Принципиально эти корабли типа "кошек" имели большое значение во французском военном кораблестроении. Очень важным новшеством явилась сборка корпуса кораблей по продольной системе набора - до этого французы строили легкие корабли только по поперечной системе. Помимо прочих достоинств, таких как усиление продольной прочности при увеличении длины и ряда других, это позволило также сэкономить почти 100 тонн водоизмещения, использованных для усиления вооружения и увеличения боезапаса. Следует отметить, что последующие французские контр-миноносцы и эсминцы строились также по продольной системе набора.
С 1927-го по 1931 год шестерку "Jaguar'ов" программы 1922 года сменили на стапелях восемнадцать следующих контрминоносцев бюджетных программ 1925-1928 годов, строящихся несколькими сериями, но имеющими примерно одинаковые величину и вооружение. Их проекты создавались и совершенствовались французским военно-морским проектным бюро (Service Technique) под руководством главного строителя флота Антуана (IGM - Ingeneur General Marine Antoine). Характерной чертой их также была внешняя схожесть, и в частности силуэт с четырьмя наклоненными назад дымовыми трубами, расставленными попарно. В связи с этим все корабли обычно объединяются в одну группу и известны среди морских историков как контр-миноносцы - "четырехтрубники".
По сравнению с предшественниками они были почти на 300 тонн крупнее, имели вдвое более производительные котлы, позволявшие обеспечивать мощность 16.000/20.000 л.с. (вместо 10.000/11.000 л.с. на прежних кораблях), турбинные агрегаты, развивающие в нормальных условиях мощность 64.000 л.с. (против прежних 50.000 л.с). Проектная скорость 35,5 - 36,0 узлов (в зависимости от серии) не была больше, чем на "Jaguar'ax", но фактическая скорость оказалась заметно превзойденной - на ходовых пробах и официальных испытаниях они довольно легко достигали 40 узлов и даже больше.
Эта группа контр-миноносцев строилась несколькими сериями. Две первых включали по три корабля, следующие две серии были числено больше и включали по шесть кораблей. Как уже говорилось, примечательной особенностью всех восемнадцати контр-миноносцев было однообразие их силуэта. Все корабли имели по четыре слегка наклоненные дымовых трубы, установленных парами примерно в середине корпуса и две мачты, из которых носовая была выполнена треногой из легких конструкций. Однако фактически их конструкция не была настолько же схожей как это определялось силуэтом - главным образом, вследствие последовательных усовершенствований в таких важных вопросах, как остойчивость и боевая мощь артиллерии. Помимо этого, контр-миноносцы типов "Aigle" и "Vauquelin" имели особенные формы корпуса, отличающиеся от их предшественников. В большей степени это касалось кормовой части. Имелись и внешние отличия, такие как размещение прожекторных площадок и платформ торпедных аппаратов.
Ниже приведены имена и характеристики этих восемнадцати кораблей. Они приведены в порядке принятия их бюджетных программ строительства.
Наименования |
Верфь - строитель |
Закладка на стапеле |
Спуск на воду |
Выход на испытания |
Готовность |
Бюджет 1925 финансового года (закон от 13 июля 1925 года) |
|||||
"Bison" |
"Arsenale de Lorient" (Лориан) |
март 1927 |
29.10.1928 |
июль 1929 |
окт. 1930 |
"Guepard" |
"Arsenale de Lorient" (Лориан) |
март 1927 |
19.04.1928 |
окт. 1928 |
авг. 1929 |
"Lion" |
"Ateliers et Chantiers de la France" (Дюнкерк) |
июль 1927 |
5.0S.1929 |
июль 1929 |
янв. 1931 |
Бюджет 1926 финансового года (закон от 4 августа 1926 года) |
|||||
"Valmy" |
"Ateliers et Chantiers de la Loire e Penhoet" (Сен-Назер) |
май 1927 |
19.05.1928 |
февр. 1929 |
янв. 1930 |
"Verdun" |
"Ateliers et Chantiers de la Loire" (Сен-Назер) |
авг. 1927 |
4.07.1928 |
май 1929 |
апр. 1930 |
"Vаuban" |
"Ateliers et Chantiers de la France" (Дюнкерк) |
март 1929 |
1.02.1930 |
апр. 1930 |
янв. 1931 |
Бюджет 1927 финансового года (закон от 26 декабря 1927 года) |
|||||
"Aigle" |
"Ateliers et Chantiers de la Loire" (Сен-Назер) |
окт. 1928 |
19.02.1931 |
февр. 1931 |
сент. 1932 |
"Vautour" |
"Forges et Chantiers de la Mediterranee" (Ла Сейн) |
февр. 1929 |
26.08.1930 |
июль 1931 |
дек. 1931 |
"Albatros" |
"Ateliers et Chantiers de la Loire" (Нант) |
янв. 1929 |
27.06.1930 |
нояб.1930 |
дек. 1931 |
"Gerfaut" |
"Ateliers et Chantiers de !a Bretagne" (Нант) |
май 1929 |
14.06.1930 |
янв. 1931 |
янв. 1932 |
Бюджет 1927 финансового года (закон от 26 декабря 1927 года); специальный тип; постройка решена DM 26 ноября 1928 года. |
|
||||
DA-8 "Milan" |
"Arsenale de Lorient" (Лориан) |
дек. 1930 |
13.10.1931 |
июнь 1932 |
апр. 1934 |
DA-9 "L'Epervier" |
"Arsenale de Lorient" (Лориан) |
авг. 1930 |
14.08.1931 |
авг. 1932 |
апр. 1934 |
Бюджет 1928/1929 финансового года (закон от 29 марта 1929 года) |
|||||
DA-10 "Vauquelin" |
"Ateliers et Chantiers de la France" (Дюнкерк) |
март 1930 |
29.03.1931 |
дек. 1932 |
июль 1933 |
DA-11 "Kersaint" |
^Ateliers et Chantiers de la Loire" (Нант) |
окт. 1930 |
14.11.1931 |
нояб. 1932 |
нояб. 1933 |
DA-12 "Cassard" |
"Ateliers et Chantiers de la Bretagne" (Нант) |
апр, 1930 |
8,11.1931 |
авг. 1932 |
июль 1933 |
DA-13 "Tartu" |
"Ateliers et Chantiers de la Loire" (Нант) |
сент. 1930 |
7.12.1931 |
июль 1932 |
дек. 1932 |
DA-14 "Maille-Breze" |
"Ateliers et Chantiers de ta Loire e Penhoet" (Сен-Назер) |
9.10.1930 |
9.11.1931 |
1.09.1932 |
февр. 1933 |
DA-15 "Chevalier Paul" |
"Forges et Chantiers de la Mediterranee" (Ла Сейн) |
окт. 1931 |
21.03.1932 |
нояб. 1933 |
июнь 1934 |