Оглавление

Как видно из этого списка большинство задач предполагало самостоятельные и инициативные действия кораблей этого класса, при этом важное место занимали крейсерские операции. По существу, на контр-миноносцы были возложены присущие легким крейсерам задачи.

Наиболее вероятными противниками французских контр-миноносцев, и в то же время наиболее серьезными и опасными, считались итальянские 5000-тонные крейсеры типа "Condotierre", имевшие довольно высокую проектную скорость в 37 узлов и вооруженные башенной артиллерией из восьми 152-мм орудий. Как оказалось, на испытаниях эти крейсеры достигали 40-узловой скорости - то есть вплотную приблизились к французским "четырехтрубникам". Но их опасность заключалась не только в этих цифрах. Важное преимущество у итальянских крейсеров заключалось в их значительно большем водоизмещении, что напрямую влияло на скоростные качества. В плохую погоду и при сильном волнении итальянские крейсера значительно меньше теряли в скорости, чего нельзя было сказать о французских контр-миноносцах, которым приходилось уменьшать скорость даже при небольшой зыби. По иному французское морское командование относилось к броневой защите "итальянцев". По его мнению "слишком легкое бронирование "Condotierre" (пояс 20-24 мм, палуба 20 мм, башни 30 и 40 мм) предоставляло собой лишь видимость защиты от контрминоносцев, так как эксперименты с французскими 138-мм орудиями показали, что они пробивают 52-мм броневые листы на дистанции до 14 км, что более чем достаточно для боевого столкновения "легких сил". Тем не менее, вопреки этому мнению, достаточно распространенному в то время, следует признать, что даже такое тонкое бронирование создавало определенную защиту и имело важное значение в поединке с небронированными кораблями. К этому выводу в конце концов приблизились и французы.

Как вероятные, но гораздо менее серьезные противники рассматривались также итальянские большие 1620-тонные эсминцы типа "Navigatori" со скоростью 38 узлов и вооруженные шестью 120-мм орудиями.

В целом же французское морское командование считало вполне возможным противостояние своих контрминоносцев итальянским легким крейсерам. Это мнение подтвердил также и специальный опрос, проведенный среди старших морских офицеров, а также офицеров управления стрельбой (directeurs de fir) и артиллерийских офицеров кораблей. Большинство офицеров были убеждены в этом мнении и считали, что каждому отдельному контр-миноносцу не следует искать боя с крейсером типа "Condotierre", однако дивизия этих кораблей (три единицы) не должна избегать боя с кораблями подобного класса. Поскольку это мнение было наиболее распространенным, в программу боевой и огневой подготовки контрминоносцев включались специальные упражнения для обучения концентрации огня всех трех кораблей дивизии по одной цели на больших дистанциях.

Хороша обученная концентрированной стрельбе (firs groupes d'efficacits) и совместному маневрированию (manoeuvrer tous a la fois) дивизия из трех однотипных контр-миноносцев имела вполне реальные шансы выйти победителем из подобного поединка. Пятнадцать 138-мм орудий с трех кораблей создавали бортовой залп весом немного больше 600 кг, что при скорости стрельбы 5-6 залпов в минуту давало 3-3,6 тонн выбрасываемого металла. Большая точность и эффективность стрельбы обеспечивалась специальными пристрелочными снарядами, окрашивающими всплески (gerbes colorees) в разные цвета для каждого корабля, что значительно облегчало артиллерийским офицерам опознавание своих залпов и облегчало групповую стрельбу.

Дополнительную эффективность соединению придавало торпедное вооружение контр-миноносцев. 15-18 одновременно выпущенных торпед (5-6 с каждого корабля) позволили бы успешно реализовать идею массированного бортового торпедного залпа как во время дневного боя, так и в ночных условиях. Причем количество выпускаемых торпед позволяло надеяться на успех даже при стрельбе "по площади" в условиях, когда нельзя было надеяться на хорошее прицеливание. К тому же французы были убеждены, и не без оснований, в том что их торпеды гораздо лучше итальянских. В то время французы оценивали свои и итальянские торпеды следующим образом:
Французские - 9000 м (40 узлов) и 13.000 м (35 узлов)
Итальянские - 4000 м (38-40 узлов) и 12.000 м (30 узлов) или (в зависимости от типа торпед) 10.000 м (28 узлов)

УСИЛЕНИЕ ЗЕНИТНЫХ СРЕДСТВ И МОДЕРНИЗАЦИИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Французский Генеральный морской штаб (Etat-Major general, EMG), морское командование, а также и Технический отдел (Service technique) практически вплоть до начала военных действий считало, что все контр-миноносцы, построенные перед войной, являются вполне современными кораблями и не считало нужным производить на них какие-либо модернизации, и в том числе усиление явно недостаточного зенитного вооружения. Тем не менее некоторые попытки изменения зенитного вооружения все-таки имели место.

Еще в 1938 году на рассмотрение командования был поднят вопрос о пересмотре зенитного вооружения на контрминоносцах типов "Guepard"-"Va!my", "Albatros" и "Vauquelin". Результатом этого явился циркуляр Генерального морского штаба от 12 августа 1938 года, в котором были отражены следующие меры для решения проблемы.
-  Размещение на легких платформах на уровне крыши переднего мостика, позади позиции орудия N-2, двух спаренных лафетов 13,2-мм зенитных пулеметов. Эти работы были частично произведены на большинстве кораблей (последних серий) в периоды осуществления на них плановых длительных ремонтов. До конца 1939 года пулеметы установили и на остальных контрминоносцах. При этом зенитки поставлялись из весьма ограниченных резервов арсеналов военно-морских баз; специального распоряжения или заказа на поставку вооружения от орудийных заводов не было.
-   Замена на контр-миноносцах типов "Albatros", "Milan" и "Vauquelin" четырех одноствольных 37-мм автоматов модели "25" двумя спаренными установками такого же калибра модели "33". Интересно отметить, что это не касалось шести единиц типов "Guepard" и "Valmy", которые уже тогда были отнесены к устаревающим единицам. При этом в документе особо выделялось, что новые установки должны быть размещены так, чтобы по возможности увеличить сектор выстреливания торпед из носового строенного аппарата на "AIbatros'-ах". Эти работы не производились по крайней мере до начала 1940 года из-за постоянного нахождения кораблей в море и в боевых походах. Позже они, видимо, были отменены из-за разработки программы кардинального перевооружения французских "легких сил".

11 февраля 1939 года было принято дополнительное решение установить на всех кораблях зенитные дальномеры - на лидерах флотилий 2-метровые, и 1-метровые на остальных кораблях.

Уже первые столкновения контр-миноносцев с немецкой авиацией выявили главный и основной недостаток, присущий, впрочем, практически всем кораблям всех стран предвоенной постройки, - слабость зенитного вооружения. Особенно это проявилось в период норвежской кампании и в боях у Дюнкерка, вызвав по этому поводу горькие комментарии со стороны экипажей. "Теперь определилась как факт вся непригодность корабельного зенитного вооружения перед неприятельскими самолетами", - отметил командир "Tartu" и 5-й дивизии эсминцев капитан Шомель (Chomel) в своем рапорте о боевых действиях в этот период, указав в итоге, что корабль практически не имеет зенитного вооружения. К сожалению, такое мнение стало общим во французском флоте, и не могло не вызвать каких-либо ответных действий, хотя, как оказалось, во многом запоздалых.

Оглавление

Hosted by uCoz