Оглавление

Двигательная установка этих контр-миноносцев также отличалась от других "четырехтрубников". Турбинные агрегаты обоих кораблей предполагали тройное расширение (detente) пара. На "Milan" каждый агрегат включал турбины Parsons высокого, среднего и низкого давления, работающие последовательно в ряд (en serie), а также одну крейсерскую турбину и одну турбину заднего хода. Агрегаты типа Rateau на "L'Epervier" включали три главные турбины, а также две маршевые. Особенности турбинной установки этих двух кораблей позволяли исключительно быстро менять режимы хода и повышать скорость. Число оборотов в минуту турбин, агрегата (ПТА) и винтов приведено в таблице.

ТВД

ТСД

ТНД

маршевая

вал ПТА

ВИНТ

"Milan"

3030

2060

1690

2730

380

190

"L'Epervier"

3700

3700

2800

?

?

370

Сведения, опубликованные в современной кораблям печати, указывают, что "L'Epervier" при мощности 62 тысячи л.с. развил скорость 40,6 узлов, а при 32 тысячах л.с. скорость 42,6 узла. Дальнейшее форсирование работы механизмов повысило эти показатели до 100 тысяч л.с. и скорости 44,5 узлов. По всей вероятности такие данные могли быть получены только при сильном облегчении корабля (в период проведения заводских проб). Официальные результаты ходовых испытаний этих двух кораблей приведены ниже.

Корабль

Максимальная скорость

Средняя скорость на 8-часовых испытаниях

"Milan"

40,83 узлов...

38,980 узлов

"L'Epervier"

41,94 узлов...

39,728 узлов

Помимо прочих достоинств, как показали результаты испытаний, установки оказались довольно экономичными, что позволяло увеличить радиус действия (rajon d'action) при таком же запасе топлива. Судя по опубликованным данным прохождения замеренных дистанций и расхода топлива расчетная дальность плавания для кораблей типа "Bison", "Valmy" и первых четырех "хищных птиц" (серия "Albatros") не превышала 750 миль на максимальной практической скорости, которая была определена в 36 узлов для типа "Bison" и "Valmy" и 38 узлов для типа "Albatros" и следующих. В крейсерском режиме при следовании на маршевой турбине расчетная дальность плавания составила 3400 миль при скорости 14,5 узлов для шести первых кораблей и примерно 3650 миль при 18 узлах для остальных "четырехтрубников".

В то же время расчетная дальность плавания 'L'Epervier" выросла до 800 миль на максимальной скорости 42 узла и 1300 миль на скорости 30 узлов. При следовании на 21 узлах с использованием крейсерских турбин дальность плавания вырастала до 2300 миль, а только на крейсерских турбинах могла достичь 2750 миль. Теоретически же, при 15-узловой скорости она могла даже несколько превысить и 5000 миль. Что касается контр-миноносца "Milan", то в ходе войны, уже через несколько лет после вступления в строй, французским морякам пришлось признать, что его дальность плавания на скорости 14,5 узлов едва превысила 2500 миль. Кроме того, в рапортах, касающихся этого корабля, отмечалось, что к сожалению на полной скорости расход топлива приближался к величине 30 тонн в час (немного больше чем на "Jaguar'ax"), а на скорости 30 узлов составлял 14 тонн в час. Для сравнения можно отметить, что на британских эсминцах типа "Tribal" расход топлива при 30 узлах примерно равнялся на 6 тоннах в час, правда при этом нелишне вспомнить, что проектная мощность британских эсминцев была меньше французских почти на треть. В конечном счете французам пришлось убедиться в том, что дальность плавания "Milan" оказалась практически вдвое меньше чем у британских типа "Tribal".

В целом же опыт боевых операций 1939-1942 годов, проводившихся в трудных эксплуатационных условиях, показал, что все 2400-тонные контр-миноносцы также как и 1500-тонные эскадренные миноносцы, как оказалось, к сожалению имели "слишком короткие ноги".

ОБЩИЕ ИТОГИ

Во многих сферах военного кораблестроения "четырехтрубники" представляли достаточно большое движение вперед не только по отношению к предыдущей серии "кошек" (типа "Jaguar"), но также и между собственными сериями кораблей.

Например, в 1932 году флотская приемная комиссия (comission de recette) в приемном акте (rapport final) по поводу контр-миноносцев "Aibatros" и "Gerfaut" указывала, что они "являются серьезным прогрессом над кораблями серий 'Valmy", "Verdun" и "Bison", полностью преобладая над всеми достоинствами своих предшественников". В том же документе подчеркивалось, что их метацентрическая высота 0,80 метра обеспечивает очень хорошую поперечную остойчивость. При этом корабли во время совершения циркуляции получали лишь сравнительно небольшой крен, чего нельзя было сказать о предыдущих сериях - кораблях типов "Valmy" и "Bison", а также и типа "Jaguar". Помимо этого корабли типа "хищных птиц" имели небольшое снижение высоты надводного борта, однако несмотря на это оказалось, что они лучше держаться в море, чем их более старшие "братья". Отмечалось также, что несмотря на значительную экономию в весе корпуса и устройств, составившую 50-60 тонн, прочность корабельных конструкций нисколько не ухудшилась, что впоследствии подтвердил и опыт эксплуатации кораблей. Об улучшениях в области артиллерийского и иного вооружения уже говорилось ранее.

В следующем 1933 году другая флотская приемная комиссия в другом приемном акте подчеркивала, что по сравнению с "хищными птицами" контр-миноносец "Vauquelin" отличается гораздо более надежными и улучшенными по конструкции вспомогательными механизмами, а также более маневренными в управлении (souplesse) главными механизмами. Отмечалось также, что применение сварки при сборке корпуса - абсолютное новшество для того времени - позволило вновь сэкономить вес почти на 30 тонн. Однако следует отметить, что комиссия подвергла критике экспериментальное использование дюралюминия для некоторых видов оборудования из-за его недостаточной прочности. Важно отметить, что это один из самых первых случаев применения легких металлов на французских малых кораблях, по всей вероятности первый после очень давнего подобного эксперимента в 1893 году на миноносце "Forbin".

В отчете о плаваниях контр-миноносца "Tartu", во время которого он попал в шторм с высотой волн до 7 метров, отмечалась его прекрасная мореходность, причем указывалось, что она много лучше, чем на более старом (на 3 года) "Verdun". При этом "Tartu" проявил прекрасную способность удерживать курс на большом волнении (tenue de route), при этом даже сильный ветер практически не влиял на крен корабля. Отмечалось также, что корабль при встречном волнении (mer d'avant) сильно терял в скорости, однако легко держал максимальный и полный ход на всех иных курсах по отношению к волнам. Здесь же говорилось, что при попутных волнах (mer d'arriere) достаточно только одного ловкого рулевого для. удержания корабля на курсе почти без рысканья.

ВЗГЛЯДЫ МОРСКОГО КОМАНДОВАНИЯ НА БОЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 2400-ТОННЫХ КОНТР-МИНОНОСЦЕВ

С 1922 года до 1933-1934 годов, когда вступили в строй корабли последней серии "четырехтрубников", французский флот накопил достаточно долгий опыт строительства и эксплуатации крупных эскадренных миноносцев, числившихся во французском флоте как контр-миноносцы. Результатом обобщения этого опыта и сравнения его с предполагавшимися для кораблей задачами стала появившаяся в 1934 году специальная директива французского Генерального морского штаба (Etat-Major general, EMG) для Управления командования морскими силами (conduite des forces maritimes). Согласно этой директиве контрминоносцы включались в категорию "легких сил" флота, в сфере деятельности которых оказались следующие задачи:
- участие в операциях по обеспечению командования и управления соединениями (то есть роль разведывательных и посыльных кораблей);
- нарушение вражеских коммуникаций;
- защита собственных коммуникаций и конвоирование отдельных транспортных и вспомогательных кораблей;
-   содействие обороне собственного побережья и действия против вражеских береговых частей и объектов, включая десантные операции и обстрел берега;
- при участии в генеральном сражении организация и ведение фланговых столкновений (combat d'ailes);
- отражение атак, оттеснение и в конечном итоге уничтожение вражеских "легких сил" и миноносцев;
 - постоянная поддержка своих миноносных сил.

Оглавление

Hosted by uCoz