Оглавление

Котельная группа состояла из четырех водотрубных котлов Penhoet с тонкими вертикальными трубками с прямым нагревом пламенем (flamme directe). Начиная с серии "хищных птиц" (тип "Albatros") в строительных контрактах (marches) оговаривалось, что все котлы должны быть "типа разработанного верфью Saint-Nazaire - Penhoet".

Каждый котел при естественной тяге обеспечивал паром механизмы для создания мощности в 16 тысяч л.с Поверхность нагрева {surface de chauffe) составляла 1200 квадратных метров, при этом объем топки (камеры сгорания) варьировался от 44 кубометров на первых кораблях и до 40,95 - 42,0 кубометров на серии "Vauquelin". Рабочее давление насыщенного пара (timbrees) составляло 20 кг/кв. см, а температура 215 градусов. Все четыре котла, наполненные водой, вместе с комплектом обеспечивающих их работу устройств весили около 415 тонн, то есть если исходить из мощности при форсированной тяге (a feux pousses) 80 тысяч л.с. удельный вес установки составлял примерно 5 кг/л.с. Учитывая, что указанная мощность на испытания легко достигалась всеми кораблями этот вес можно считать фактическим.

Эти котлы считались очень хорошими и для французского флота представляли значительное движение вперед. Интересно сравнить их технические показатели с угольными котлами эсминцев (torpilleurs d'escadre) типа "Claymore", последние из которых закончили службу в 1930-1932 годах. При удельном весе 10 кг/л.с. и нагревательной поверхности около 300 квадратных метров эти котлы производили пар для обеспечения мощности только 3100 л.с. При этом потребная площадь котлов составляла 16 кв. метров вместо 35 на контр-миноносцах, при том, что производительность котлов была меньше в семь раз. К этому можно добавить, что расход топлива для котла контрминоносцев в среднем составлял 3 кг мазута на квадратный метр поверхности нагрева и при этом на каждый кг мазута выпаривалось 13-14 литров воды.

Все вспомогательные механизмы имели турбоприводы. В этом отношении "четырехтрубники" мало отличались от "Jaguar'oв". В каждом МО имелось по 2 турбобалластных насоса, а в каждом КО - по 2 топливных поршневых насоса и 2 центробежных питательных насоса, которые могли подавать котельную воду как непосредственно к котлам, так и через имеющиеся 2 подогревателя. Форсирование работы котлов обеспечивалось специальными турбовентиляторами "Rateau" - по два в каждом котельном отделении.

На испытаниях при контрактном водоизмещении все контр-миноносцы легко превысили проектные 35,5 и 36 узлов, достигнув скорости от 39,8 до 42,2 узла при мощности 80-87 тысяч л.с, а при форсировании тяги до 100 тысяч л.с. В полном грузу в морских условиях корабли реально поддерживали ход в 36 и даже 37 узлов. Результаты испытаний приведены далее в таблице.

Интересно отметить, что довоенные источники указывали иногда для "четырехтрубников" скорости более высокие, чем приведенные в этой таблице. Так например о контрминоносце "Cassard" упоминалось, что на пробах в 1932-1933 годах он развил скорость 45,7 узла при форсировании мощности до более чем до 100 тысяч л.с. Если исключить вариант о заведомо ложных сообщениях, то можно предположить, что этот корабль, предъявленный на испытания одним из первых в своей серии, прошел обширную заводскую программу еще в далеко незагруженном состоянии.

Особый случай среди "четырехтрубников" представляли корабли специального типа "Milan" и "L'Epervier" бюджета 1927 финансового года. Их постройка по специальному проекту была утверждена морским департаментам (DM) 26 ноября 1928 года. Особенность проекта заключалась в экспериментальных энергетических установках с повышенной температурой перегретого пара, предназначенных для этих кораблей. Известно, что подобное предложение обсуждалось еще при проектировании первой серии контр-миноносцев типа "Jaguar", однако тогда морское командование, возлагавшее большие надежды на эти корабли, не решилось идти на риск. Первый подобный эксперимент был проведен на авиатранспорте "Commandante Teste", на котором были установлены котлы с рабочим давлением 20 кг/кв. см и температурой пара 290 градусов. Результаты опытов оказались довольно удачными, но недостаточность сведений требовала продолжения эксперимента. Именно с этой целью были выбраны два контр-миноносца "Milan" и "L'Epervier".

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ "ЧЕТЫРЕХТРУБНИКОВ" (для сравнения показаны также результаты типа "Jaguar")

Корабль

Максимальная скорость

Средняя скорость на 8-часовых испытаниях

"Jaguar"

-

34 20 узлов

"Panthere"

-

35,30 узлов

"Leopard"

-

34,90 узлов

"Chacal"

-

34,70 узлов

"Tigre"

36,70 узлов

35,93 узлов

"Lynx"

35,70 узлов

34,50 узлов

"Bison"

40 60 узлов

35,47 узлов

"Guepard" ...............

38 40 узлов

36,09 узлов

"Lion"

40,40.узлов

36,09 узлов

"Valmy"

39,80 узлов

37,07 узлов

"Verdun"

40 16 узлов

36,70 узлов

"Vauban"

40,15 узлов

36,35 узлов

"Aigle"

38,66 узлов

37,20 узлов

"Vautour"

40,18 узлов

37,77 узлов

"Albatros"

40,99 узлов.......

39,13 узлов

"Gerfaut"

41,20 узлов

40,01 узлов

"Vauquelin"

39,99 узлов

38,19 узлов

"Kersalnt"

39,75 узлов

37,03 узлов

"Cassard"

42 85 узлов

38,93 узлов

"Tartu"

41 01 узлов

38,58 узлов

"Maille-Breze"

40,57 узлов

39,19 узлов

"Chevalier-Paul"

39,83 узлов

37,73 узлов

Разработка чертежей и спецификаций энергетической установки этих кораблей сильно затянулась, отчего они были заложены на стапеле на 18 месяцев позднее четырех остальных кораблей этой серии "хищных птиц". Это позволило изменить многие рабочие чертежи, а по существу использовать при постройке кораблей теоретический чертеж (plane de cogue) новой серии "Vauquelin".

Котельная группа, включавшая по четыре водотрубных котла с тонкими вертикальными трубками и с прямым нагревом пламенем (flamme directe), считалась значительно более совершенной и представляла собой новый тип морских испарительных установок. Основным отличием являлось принятое в котлах повышенное рабочее давление (timbre) 27 кг/кв. см при температуре перегретого пара 325 градусов. Для большей эффективности эксперимента были выбраны различные системы котлов. Их параметры приведены в таблице.

Число котлов

Тип котлов

Поверхность нагрева

Объем топки

"Milan"

Нос. КО

2

du Temple

1173 кв. м

39,29 куб. м

Кор. КО

2

Yarrow-Loire

1193 кв. м

41,80 куб. м

"L'Epervier"

Нос. КО

2

Thornycroft-Penhoet

1180 кв. м

41,22 куб. м

Кор. КО

2

du Temple-Normand

1138 кв. м

43,60 куб. м

Оглавление