Оглавление

Следующая серия "хищных птиц" получила на вооружение новые 138,6-мм орудия образца 1927 года. Эти пушки были созданы с учетом опыта изучения замечательных немецких 150-мм орудий с трофейного эсминца "Amiral Senes". По своим механическим параметрам новые орудия модели "27" мало отличались от предыдущего образца, однако замена затворов откидного типа на полуавтоматические клиновые (culasse a coin horizontal) существенно увеличила теоретическую скорострельность - до 12, и даже 15 выстрелов в минуту. Этому способствовало также принятое в установках уменьшение высоты стойки лафета (tourillons), из-за чего, впрочем, уменьшились возвышение ствола орудий до +28 градусов и, соответственно, максимальная дальность стрельбы, которая теперь лишь на 1700 метров превышала дальнобойность новых 120-мм орудий итальянских эсминцев. Тем не менее, значительно усовершенствовав само орудие и его лафет, конструкторы практически не сделали ничего для улучшения системы подачи боезапаса из погребов на перегрузочные посты, также как и с постов к орудиям. При большом весе снаряда (этот вес считается почти предельным для ручного заряжения) это оказалось существенным недостатком и свело на нет новые усовершенствования артсистемы, в результате чего ее скорострельность резко уменьшилась и во многом зависела от мышечной силы артиллеристов.

Помимо прочего новая артсистемы модели "27" были оборудованы устройством дистанционного наведения (telepointee) по вертикали и пеленгу, а также устройством дистанционного управления (telecommandee en direction).

Немаловажное значение для точности стрельбы и управления огнем имело также и первоначальное отсутствие на всех контр-миноносцах достаточных средств наблюдения и управления стрельбой. К примеру, имелся только один дальномер, работающий по принципу совмещения изображений (telemetre a coincidence) с базой объективов 3 метра. Положение несколько улучшилось только через несколько лет, когда во французском флоте появились стереоскопические дальномеры. Начиная с конца 1935 года контр-миноносцы новейших типов постепенно были дооборудованы одним 5-метровым стереодальномером на верхнем мостике (вместо 3-метрового) и одним 4-метровым стереодальномером на кормовой надстройке. Правда, следует отметить, что это не было сделано на шести наиболее старых кораблях типов "Bison" и "Valmy".

На всех контр-миноносцах боезапас был одинаков и включал по 150 выстрелов на каждое орудие.

Если оценивать зенитное артиллерийское вооружение контр-миноносцев с современных позиций, то оно конечно же выглядит совершенно недостаточным. Однако, учитывая взгляды 30-х годов на возможности авиации, а в то время прослеживалась явная недооценка этого, очень быстро развивающегося рода морского оружия, можно однозначно утверждать, что зенитное вооружение кораблей вполне соответствовало существующим доктринам командования французского флота {да и не только французского). Только наступившая война показала ошибочность довоенных взглядов на зенитное вооружение.

Штатный состав зенитной артиллерии на контрминоносцах составляли четыре 37-мм полуавтоматических зенитных пушки модепи "25" на одинарных лафетах, а также добавленные позже четыре 13,2-мм тяжелых пулемета модели "29" на спаренных лафетах модели "31". Первоначальный вариант довооружения предусматривал четыре 8-мм пулемета Hotchkiss модепи "14" на спаренных лафетах модели "26", однако он был пересмотрен уже при первых обсуждениях из-за недостаточности калибра. Довооружение проводилось в начале 30-х годов, а замена 8-мм пулеметов на 13,2-мм была произведена через несколько лет. Например, пулеметы для последней серии "Vauquelin" были заказаны 18 июня 1931 года и установлены в начале 1934 года. Такой состав зениток сохранялся без изменений на всех кораблях вплоть до начала Второй мировой войны. И только в 1940 году на части из них он был незначительно усилен, о чем будет рассказано позже.

Шесть первых кораблей типов "Bison" и "Valmy", а также четыре серии "Albatros", по аналогии с первыми контрминоносцами типа "Jaguar", получили на вооружение два трехтрубных торпедных аппарата модели "28-Т" для торпед калибром 550 мм. Они были установлены в промежутках между палубными надстройками в диаметральной плоскости. При таком размещении сектора стрельбы аппаратов были довольно сильно ограничены из-за сравнительно большой ширины корпуса кораблей - на каждый борт по 30 градусов в нос и корму от траверза. При большем развороте аппарата торпеда при выпуске из аппарата могла задеть хвостовым оперением за борт собственного корабля.

Восемь остальных контр-миноносцев "L'Epervier", "Milan" и шесть типа "Vauquelin" имели уже по семь таких же торпедных труб с иным размещением. Кормовой трехтрубный аппарат модели "28-Т" был установлен в диаметральной плоскости аналогично предыдущим кораблям, а носовые два сдвоенных аппарата модели "28-D" установлены непосредственно у бортов корабля, что значительно увеличило их углы стрельбы.

Корабли комплектовались торпедами модели "23-D" длиной 8,57 метров и весом по 2105 кг (при весе взрывчатого вещества 415 кг). Дистанцию в 9 тысяч метров торпеды проходили за 8 минут, имея на исходе скорость 40 узлов, а 13 тысяч метров за 13 минут, сохранив скорость 35 узлов.

Противолодочное оружие эсминцев включало два бомбосбрасывателя и 4 бомбомета, что также соответствовало установкам того времени и считалось достаточно мощным, хотя отмечалось, что бомбосбрасывателей (и самих глубинных бомб) могло быть и больше. Однако, здесь следует учитывать проектное предназначение кораблей в большей степени для борьбы с эсминцами, чем с подводными лодками.

Оба бомбосбрасывателя размещались в корме. Для них имелся комплект глубинных бомб из 24 штук на кораблях типа "Bison" и "Valmy" и из 16 штук (еще 8 в боепогребе) на кораблях трех последующих серий. Бомбы, имевшие вес по 200 кг и калибр 242 мм, хранились на специальных стеллажах, непосредственно соединявшихся с бомбосбрасывателями. Помимо бомбосбрасывателей предусматривались четыре бомбомета типа "Thornycroft" с размещением побортно в средней части корабля. Для них полагались 12 бомб калибром 125 мм и весом по 100 кг. На части кораблей два бомбомета были сняты вскоре после вступления в строй. Позже, во время войны, бомбометы на большинстве кораблей вновь были установлены. Для поиска подводных лодок штатно предполагались только шумопеленгаторы. Активных средств поиска подводных лодок (гидролокаторов) не имелось.

Дополняли вооружение на шести контр-миноносцах типа "Vauquelin" рельсовые дорожки для сорока мин типа "Breguet" весом по 500 кг.

Помимо этого каждый из десяти первых кораблей имел по два боевых прожектора, из которых один размещался на специальной платформе над мостиком, а другой на возвышенной платформе за грот-мачтой. Такая расстановка уже в то время сильно критиковалась так как носовой прожектор при включении ослеплял всех находящихся на мостике корабля. В связи с этим на контр-миноносцах "Milan", "L'Epervier" и шести типа "Vauquelin" оба прожектора были перенесены на специальную платформу, опоясывающую третью дымовую трубу. Они были установлены побортно и, что особенно важно, имели дистанционное управление.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

За исключением экспериментальных контр-миноносцев "Milan" и "L'Epervier", о которых будет сказано далее, все "четырехтрубники" имели примерно одинаковые по компоновке и параметрам двухвальные энергетические установки.

Двигательная установка включала 2 турбинных агрегата с зубчатой передачей обычного типа. "Lion" и "Vauban" получили турбины Zoelly, на "Gerfaut", "Kersaint" и "Cassard" - турбины Rateau, а на остальных кораблях - турбины Parsons. Интересно отметить, что моряки отказались от турбин Breguet, ранее установленных на контр-миноносцах самой первой серии "Leopard" и "Lynx" 1 и показавших себя весьма неудовлетворительно. Причем на этих кораблях после обобщения результатов испытаний и чтобы подстроиться под турбины, пришлось заменить винты. На "четырехтрубниках", также как и на кораблях типа "Jaguar", каждый агрегат включал турбины высокого и низкого давления, а также маршевую турбину для крейсерского хода. Соответственно турбины вращались со скоростью 2300 (ВД), 1630 (НД) и 4000 (маршевая) оборотов в минуту. В агрегатах использовалась зубчатая передача, разработанная фирмой "Power Plant Co", ничем не отличавшаяся от аналогичной с типом "Jaguar".


1 - На кораблях типа "кошек"- турбины Breguet были установлены на "Leopard" и "Lynx", остальные четыре имели турбины Rateau. К сожалению, в выпуске "Бриз" 4/1995 допущена опечатка - при описании энергетической установки названия систем турбин по ошибке изменены местами.

Оглавление

Hosted by uCoz