В феврале-марте 1940 года в связи с решением правительств Англии и Франции оказать помощь войскам Финляндии, высадив экспедиционный корпус в районе Петсамо (рудники никеля), была организована специальная группа кораблей для операции в Скандинавии (флаг на "Emile Bertin"), в которую включили также и 7-ю дивизию контр-миноносцев ("Albatros", "Gerfaut" и "Vautour"). Однако капитуляция Финляндии 12 марта сделала эти действия ненужными, и 18 марта группа была расформирована.
Первый боевой успех среди "четырехтрубников" записал на свой счет "Valmy", который 30 января 1940 года вместе с двумя британскими эсминцами и самолетом участвовал в преследовании и уничтожении германской подводной лодки "U-55".
Но затем последовали потери. 30 апреля из-за случайного взрыва торпеды затонул на рейде Ecousse в Гриноке контрминоносец "Maille-Breze". А вскоре погиб и "Bison". 18-19 апреля 1940 года французское соединение "Force Z" ("Emile Bertin" (флагман), 5-я и 11-я дивизии контр-миноносцев ("Tartu", "Maille-Breze", "Chevalier Paul" и "Bison", "Milan" и "L'Epervier"), 5-я дивизия миноносцев ("Foudroyant", "Brestois", "Boulonnais"), организованного для действий совместно с британскими силами против Тронхейма и у северных берегов Норвегии.
"Bison" участвовал в эскортировании войсковых транспортов, доставивших в Намсос (севернее Тронхейма) армейские части экспедиционных сил. Несколько позже "Bison", вместе с пятью другими "четырехтрубниками" участвовал уже в эвакуации этих войск из Норвегии. 3 мая 1940 года, выйдя из Намсоса, он был настигнут самолетами "Luftwaffe" и затонул от взрыва носовых погребов, вызванного попаданием немецкой авиабомбы. С кораблем погибла большая часть экипажа, и в память о погибших в 1941 году эсминец "Le Flibustier" был переименован в "Bison". Несколько позднее "Tartu", "Chevalier Paul" и "Milan" приняли участие в боевых действиях у Нарвика.
Боевые действия на суше для союзников складывались явно неудачно. С началом французской кампании германские войска, нанеся главные удары через Бельгию и Голландию, обошли по побережью Ла-Манша французскую оборонительную линию "Мажино", развалив фронт надвое. Несмотря на некоторый успех союзников под Аррасом (немцы назвали его "кризисом под Аррасом"), они не смогли развить успех так как командующий английскими экспедиционными войсками генерал Горт, выполняя решение военного кабинета Черчилля и не поставив в известность французов, приказал отступать к Дюнкерку, где еще 20 мая англичане тайно начали подготовку к эвакуации своих войск с континента на острова. При этом Черчилль продолжал требовать от французов продолжения активных боевых действий. Только 24 мая французы сообразили, что англичане лицемерят, и французский премьер-министр и военный министр Рейно напрямую обвинил в этом Черчилля, указав, что из-за отхода войск Горта наступавшие с юга дивизии генерала Фрера не могут соединиться с северной группой и восстановить непрерывную линию фронта. Но было уже поздно. И хотя утром 24 мая англичане перехватили незашифрованное немецкое сообщение о приостановке наступления на подходах к Дюнкерку, вечером 25 мая Черчилль приказал начинать операцию "Динамо" - эвакуацию войск из Дюнкерка. Вскоре англичане вновь предали французов - на третий день операции, 28 мая генерал Горт вновь без согласования с французами оголил фронт из-за чего оказалась разгромлена под Лиллем и Дюнкерком почти половина 1-й французской армии генерала Бланшара. А эвакуация тем временем продолжалась, закончившись только 4 июня. За девять дней на острова были переправлены 338 тысяч человек, из них 215 тысяч англичан, а остальные - французы, бельгийцы, голландцы и другие союзники. В эти дни французам с горечью и большой обидой на британцев пришлось отметить, что до 2 июня англичане спасали только "своих парней" - они были вывезены практически полностью, а французов и других союзников только чуть больше 15 тысяч. И только в последнюю ночь и утро 4 июня из Дюнкерка эвакуировали 26 тысяч французских солдат. На берегу оставались еще около 40 тысяч французского арьергарда, попавших в фашистский плен, -также как и пять дивизий генерала Бланшара под Лиллем.
Таким образом французский флот уже в первые месяцы боевых действий на территории Франции, довольно быстро стал терять пункты базирования на атлантическом побережье, и, в конце концов, ему пришлось участвовать в эвакуации собственной сухопутной армии - судами французского флота было спасено около 50 тысяч человек. В боях за побережье приняли участие и контр-миноносцы 2-й дивизии. Из них "Jaguar" и "Chacal" были потоплены. Отличились также "Leopard", который позже ушел в Англию с "Courbet", а также "Milan" и "L'Epervier", перешедшие в Брест и вскоре принявшие участие и в его эвакуации. Эти два контр-миноносца прикрывали переход вспомогательных крейсеров 1-й дивизии, переправлявших запасы золота в Casablanca.
В Средиземном море французский флот занимался в основном патрулированием побережья и охраной коммуникаций. В июне была проведена неожиданная для итальянцев, но весьма сомнительная по результатам набеговая операция на Геную. Для этого, было специально сформировано соединение кораблей "Genes" (Генуя) в составе 1-й ("Algerie" и "Foch") и 2-й ("Dupleix" и "Colbert") дивизий крейсеров, -а также 1-й ("Vauban", "Lion", "Aigle"), 3-й ("Guepard", "Valmy", "Verdun"), 5-й ("Chevalier Paul", "Tartu", "Cassard") и 7-й ("Albatros", "Vautour") дивизий контрминоносцев. Корабли кратковременно обстреляли гавань, маяк и заводы на берегу.
Катастрофа под Дюнкерком сильно ослабила силы Франции. Фронт практически развалился, и в результате французам пришлось с горечью констатировать, что предательство англичан привело к серьезному поражение, лишив французскую армию практически половины танков и артиллерии. Именно это заложило основу англо-французских политических противоречий, которые впоследствии, через год и два, вылились в открытые боевые столкновения. Уже 25 мая 1940 года правительство Франции и командование вооруженных сил решили искать перемирия с Германией. Прибытие 31 мая в Париж Черчилля, все еще, несмотря на заканчивающуюся эвакуацию англичан, призывавшего к продолжению боевых действий, не могло смягчить неприязни к англичанам. Более того, для Черчилля стало очевидным, что Петэн и другие политические деятели Франции готовы пойти на сепаратный мир с немцами - который и был заключен примерно через месяц, вскоре после полуночи 25 июня 1940 года. Однако организованное в Англии правительство де Голля, не признало заключенного перемирия и призвало французов к продолжению борьбы.
Тем не менее большинство кораблей французского флота, многие из которых находилась в африканских и средиземноморских базах, подчинились приказу и прекратили боевые действия. Другие были разоружены в нейтральных портах и базах союзников. После прекращения боевых действий у французского побережья Канала эсминцы и контр-миноносцы 1-й эскадры, базировавшейся на Брест, были переведены в Средиземное море - в Тулон и североафриканские базы.
Однако англичане в очередной раз предали французов, опасаясь, что флот - единственная реальная сила французских вооруженных сил еще не доставшая немцам - в конце концов станет их противником. В связи с этим 27 июня было решено предпринять ряд мер, довольно хорошо известных. Следует только напомнить, что в результате их некоторым французским кораблям, хоть и не по своей вине, довелось принять участие в боевых действиях против своих бывших союзников. Приказ о начале боевых действий с британским флотом корабли получили 2 июля 1940 года.
Именно в таких операциях во время сирийской кампании контр-миноносцам, базирующимся на Бейрут и прибывшим из Тулона им в помощь, пришлось вступить в бой. 9 июня 1941 года "Guepard" обстреливал британские войска, наступавшие вдоль сирийского побережья, при возвращении в базу он вступил в бой с британским эсминцем "Janus" в 25 милях на широте Латакии. Артиллерийским огнем "Guepard" вывел из строя британский эсминец, на котором был полностью разрушен мостик и повреждены турбины, из-за чего он потерял ход. Через восемь дней, 16 июня "Chevalier Paul" был потоплен торпедами британских торпедоносцев у восточного берега Кипра, при этом из двух самолетов один был уничтожен. 22 июня 1941 года "Guepard" имел кратковременную ночную перестрелку с британским крейсером "Leander". Британские самолеты повредили также контрминоносец "Vauquelin", получивший попадания нескольких бомб во время боя у Бейрута. Поврежденный корабль смог совершить переход в Тулон.