Оглавление

Осенью 1942 года началась операция "Torch" - высадка англо-американских войск в Северной Африке. Так как французские силы как союзники в расчет не принимались их, естественно, не ставили в известность о собственных планах, несмотря на то, что англо-американское командование заранее предполагало использовать порты французских африканских колоний в качестве высадочных пунктов. Естественно, это не могло не привести к новым боевым столкновениям, возможность которых заранее предусматривалась союзниками. Так и произошло. В боевых действиях приняли участие и "четырехтрубники".

Во время боев у Касабланки французы потеряли еще два контр-миноносца. 8 ноября вместе с шестью эсминцами, крейсером "Primauguet" и подводными лодками "Milan" с находившимся на борту адмиралом де Лафоном (de Lafond) и "Albatros" приняли участие в атаке на американский десантный конвой, но на подходе были встречены американскими крейсерами и эсминцами оперативного соединения TF-34, а также подошедшим вскоре линкором "Massachussetts" и потерпели поражение. При этом "Milan" получил повреждение носовой части от взрыва 406-мм снаряда (по другим данным авиабомбы), которая отломилась и затонула. Позже он был вынужден выброситься на отмель. Невдалеке от него вскоре приткнулся и "Albatros", получивший попадания трех снарядов и двух авиабомб и отведенный к берегу буксиром. Месяц спустя "Albatros" был снят с мели и отведен в порт. Отремонтирован он был только после войны.

"L'Epervier", еще 8 ноября находившийся в сухом доке в Оране, срочно выведенный на воду и подготовленный к бою, ночью 8/9 ноября принял участие в отражении высадки десанта. При этом он, вместе с эсминцем "Tramontane", артиллерией потопил британский шлюп "Walney" с десантом. Утром "L'Epervier" вместе с тремя эсминцами и подводными лодками противодействовали высадке в Оране, однако силы оказались неравны. Вечером 9 ноября 1942 года "L'Epervier" и "Typhon" пытались атаковать десантные силы союзников, но оказались под обстрелом крейсеров "Aurora" и "Jamaica". "Typhon" смог выйти из боя и вернуться в порт, но "L'Epervier" был сильно поврежден, на нем вспыхнул сильный пожар, и корабль выбросился на берег в районе мыса L'Aiguille. В бою на нем погибли 21 человек, ранено 31.

Открытие боевых действий в Северной Африке привело к тому, что германское правительство нарушила перемирие с правительством Виши, и в ночь 10/11 ноября немецкая армия перешла демаркационную линию. Оставшийся о распоряжении Виши флот получил приказ готовиться к затоплению. Однако его приведение не было исполнено так как немцы обещали не оккупировать Тулон. И действительно, немецкие танки остановились в 30 километрах от города. Ситуация сохранялась до тех пор, пока 24 ноября эскадра в Дакаре не перешла на сторону адмирала Дарлана. После этого немцы посчитали возможность ухода французских кораблей из Тулона слишком реальной, чтобы пренебрегать ее. В ночь на 27 ноября немцы двумя колоннами вошли в Тулон и стали занимать порт и военную базу.

Вскоре после 5 часов утра командующий французской эскадрой адмирал де Лаборд приказал готовить корабли к затоплению. Утром 27 ноября 1942 года эскадра в Тулоне перестала существовать. Вместе с остальными кораблями были уничтожены собственными экипажами и.двенадцать контр-миноносцев -четырехтрубников - "Aigle", "Gerfaut", "Vautour", "Valmy", "Verdun", "Vauquelin", "Vauban", "Kersaint", "Cassard", "Tartu", "Guepard" и "Lion". Часть из этих кораблей были подняты немецко-итальянскими спасательными службами в надежде исправить их и ввести в строй. И хотя некоторые из них были зачислены в состав итальянского флота - "Lion", переименованный в "FR-21" и "Valmy", ставший "FR-24", - они так и не были отремонтированы и не вошли в строй как полноценные корабли. Все поднятые контр-миноносцы были отбуксированы в Италию. Там они простояли некоторое время у причалов в ожидании начала ремонтных работ. "Lion" был вновь потоплен в Специи 9 сентября 1943 года, a "Valmy" в 1944 году в гавани Генуи. Остальные поднятые корабли были уничтожены в итальянских портах в 1944-1945 годах.

Единственным "четырехтрубником", пережившим эту войну, стал "Albatros". Снятый с мели перед Касабланкой в декабре 1942 года, он после войны был отбуксирован в Тулон, отремонтирован и соответствующим образом перестроен. В 1948 году он вошел в строй французского флота как учебно-артиллерийский корабль для морских практических стрельб (application du tir a la mer). Во время перестройки на нем было ликвидировано носовое котельное отделение (соответственно исчезли две носовые трубы), а в кормовом разместили два тонкотрубных котла Indret. Вооружение включало три орудия 140-мм калибра модели "29" (такие же как на более поздних контр-миноносцах типа "Le Malin"), две 75-мм зенитки модели "22" и один 40-мм зенитный автомат "Bofors". После перестройки на 8-часовых испытаниях и при среднем водоизмещении 2816 тонн "Albatros" достиг средней скорости 24,36 узла при 230 оборотах винтов. 9 сентября 1959 года "Albatros" был выведен из состава флота и вскоре разобран.

КОНТР-МИНОНОСЕЦ "BISON"

По неизвестным причинам в этой части статьи географические названия написаны не по-русски. Особенно впечатляет "La Manche", наводящее на мысль о визите вежливости французского флота на родину дон Кихота. Насколько возможно, сделан перевод. Прим. ВВС

В июле 1929 года "Bison" был предъявлен.строителями для испытаний с последующей передачей в, казну (les essais de presentation en recette). Однако из-за ряда неполадок испытания затянулись, а вскоре и вообще были прерваны. Только в январе 1930 года корабль вновь вышел на пробы механизмов и при "вашингтонском" водоизмещении достиг скорости 40,60 узла при мощности механизмов 81.140 л.с. и 389 оборотах винтов. При водоизмещении 2480 т скорость оказалась равной 38,64 узла. На 8-часовых продолжительных испытаниях корабль поддерживал скорость в среднем 35,47 узла при мощности 65.438 л.с. и 340 оборотах винта, но при форсировании машин в течении 9-го часа достиг 37,60 узла при мощности 72.719 л.с.

После ходовых испытаний "Bison" в феврале 1930 года провел короткое докование и вскоре был принят флотом и зачислен во 2-ю легкую эскадру (Атлантика), флагманом которой в то время был "Mulhouse". Для корабля и его команды началась обычная рутинная служба, наполненная учениями и упражнениями.

7-9 июля "Bison" вместе с "Suffren", "Fougeux" и "Forbin" совершил поход из Бреста в Anvers, где они приняли участие в торжествах, посвященных столетию образования Бельгии. 16 июля "Bison" и "Forbin" вышли из Anvers'a и на обратном пути посетили Ryde, Шербур и Лориан. В октябре "Bison'y" вновь пришлось сходить в Лориан для получения своих торпед, после чего он вместе с "Foudroyant" совершил учебный выход для торпедных стрельб.

В октябре-ноябре на "Bison" были проведены модификационные работы, связанные с тем, что корабль должен был стать флагманом. На контр-миноносце были оборудованы специальные помещения, включая контр-адмиральские командующего 2-й эскадры. А уже в декабре на "Bison'e" был поднят флаг контр-адмирала Laborde, и он стал флагманом 2-й легкой эскадры, заменив "Mulhouse". К тому времени в состав эскадры, базирующейся на Брест, входили:
- флагманский корабль "Bison";
- 4-я легкая дивизия (Dlg) - "Leopard", "Lynx" и "Lion";
-  2-я эскадра миноносцев (ЕТ), включающая флагманский корабль "Mecamcien Principal Lestin", а также 2-ю ("Touareg", "Annamite", "Hova", "Somali"), 4-ю ("Arabe", "Алжирien", "Bambara", "Kabyle") и 6-ю ("Marocain", "Tonkinois", "Sakalave", "Senegalais") дивизии миноносцев (DT);
-  4-я эскадра подводных лодок (ESM) - "Leon Mignot", "Jean Roulier", "Jean Autric" и "Pierre Marrast";
-  отряд вспомогательных судов - "Pollux", "Nievre", "Durance", "Allier" и "Ruisseau".

Оглавление

Hosted by uCoz