Великое княжество Финляндия - в 1809-1917 годах часть Российской Империи - 6 декабря 1917 года в вихре большевистской революции объявила о своей независимости. Стране пришлось вынести войну за независимость, которая, к сожалению, с января по май 1918 года переросла в Гражданскую войну. После заключения в 1920 году в Дерпте мирного договора с Советской Россией, который формально гарантировал ее независимость, молодая республика начала организовывать свои вооруженные силы. Основное внимание уделяли конечно армии. Хотя различные экспертные комитеты предлагали много разных судостроительных программ флота, все же военно-морские силы отходили на второй план. Прошло целое десятилетие, прежде чем парламент дал согласие на постройку первого корабля. Для этого имелись по меньшей мере следующие причины: в 1918 году немецкий флот господствовал в Финских шхерах и, таким образом, препятствовал агрессии против Финляндии, в 1919-1920 годах это же делала английская эскадра. Дерптский мирный договор и разрешение Аландского вопроса способствовали смягчению обстановки. В 20-е годы экономическое и политическое положение стран было очень напряженным. Новые боевые корабли стоили много денег. До поры до времени флот должен был ограничиваться отдельными устаревшими кораблями, большей частью русской постройки.
Первая обоснованная судостроительная программа, предложенная парламенту в 1921 году, включала 6 броненосных канонерских лодок, 4 эскадренных миноносца, 8 сторожевых кораблей, 4 подводные лодки, 30 торпедных катеров и 1 учебный корабль. Она оказалась слишком дорогой и депутаты ее просто отклонили. Такая же судьба постигла следующую, уменьшенную программу. После долгих дебатов и эту программу искромсали.
Когда же наконец, 30 октября 1927 года был принят парламентом первый финский закон о флоте, в нем остались только следующие корабли: 2 броненосца береговой обороны (по 3900 тонн), 3 подводные лодки (по 500 тонн), 1 подводная лодка (100 тонн), 4 торпедных катера (по 15 тонн) и 1 учебный корабль. Эсминцы и почти все сторожевые корабли были вычеркнуты. И хотя даже зарубежные консультанты в 30-е годы единодушно считали, что Финляндии необходимы, по меньшей мере, еще один броненосец, 4-6 эсминцев, 6 сторожевых кораблей, 6 подводных лодок и 10-16 торпедных катеров, до 1939 года новых кораблей не строили. Вопрос об эсминцах так и не был решен.
Поэтому Финляндия вступила во Вторую мировую войну с несбалансированным флотом, который не представлял собой оперативного единства. Броненосцы береговой обороны, например, хотя и являлись однотипными кораблями, не имели необходимого охранения. То, что финские ВМС смогли решить свои задачи в 1941-1944 годах вполне удовлетворительно, произошло отчасти благодаря поддержке немецкого флота.
Во второй мировой войне принимали участие следующие корабли и катера финского флота:
Броненосцы береговой обороны "Vainamoinen" и "Ilmarinen" получили наименования в честь главных действующих лиц старофинского народного эпоса "Калевала". Броненосец "Vainamoinen" был заложен на стапеле 20 декабря 1930 года и вошел в строй 30 декабря 1932 года. Его собрат "Ilmarinen" заложили через полгода после головного корабля - 9 июля 1931 года. В состав флота его зачислили 3 сентября 1933 года.
Эти частично забронированные корабли финского флота были построены по чертежам немецко-голландской фирмы "N.V.Ingenieurskantoor voor Seheepsbouw" ("IvS-lnkavos"). 31 декабря 1928 года постройка была предоставлена фирме Крейтон-Вулкан" ("Crichton-Vulkan") в Турку (Або) (заводские номера 705, 706).
Усиленный против льда корпус корабля с полным вооружением и снабжением имел водоизмещение 4000 тонн, длину - ширину - осадку 93,0 - 17,0 - 5,0 метров. Дизель-электрическая двигательная установка (4 двигателя, 2 вала) системы "Germania-Krupp", развивала 3500 л.с., обеспечивая кораблю максимальную скорость 15 узлов. При относительно небольшом водоизмещении броненосец имел довольно сильное вооружение: четыре 254-мм орудия фирмы "Bofors" в двух 2-орудийных башнях, восемь 105-мм зенитных орудий фирмы "Bofors" на четырех 2-орудийных лафетах, четыре 40-мм зенитных автомата "Vickers" и два 20-мм зенитных автомата "Madsen". Английские зенитные автоматы фирмы "Vickers" оказались ненадежными и в июне 1941 года были заменены на четыре 40-мм зенитных автомата фирмы "Bofors". Число автоматов типа "Madsen" на "Vainamoinen" осенью 1944 года было увеличено до восьми единиц. Экипаж мирного времени составлял 330 человек, в военное время он увеличивался на 80 человек.
Эти своеобразные корабли, за границей называвшиеся "карманными линкорами", скорее нужно было рассматривались как плавающие батареи с довольно большой огневой мощью. Для боя в открытом море эти довольно медлительные, неуклюжие и маломаневренные корабли были мало пригодны. Кроме того, ощущалась постоянная нехватка эскортных кораблей для их сопровождения, поскольку флот не располагал эсминцами. Главной задачей броненосцев береговой обороны была оборона демилитаризованных Аландских островов в районе шхер. Во время войны они играли роль "существующего флота" ("fleet in being"). И все же они были гордостью финских моряков.