Во время так называемой Зимней (советско-финской) войны 1939-1940 годов оба броненосца, окрашенные в белый цвет, стояли во льду недалеко от Турку и много раз были атакованы советскими самолетами, однако они избежали попаданий. При этом из атаковавших советских самолетов восемь были сбиты. Главную базу флота в феврале 1940 года бомбили 61 раз. Очень большое значение имела установка на кораблях универсального калибра (шестнадцать 105-мм орудий), используемого и в качестве зенитного. Тогда советской авиации не удалось уничтожить эти корабли.
Летом 1941 года корабли находились в юго-западном районе шхер, чтобы обеспечить перевозку войск из Финляндии на Аландские острова. 4 июля, 12 июля и 2 сентября своей артиллерией главного калибра они обстреливали объекты на арендованном русскими полуострове Ханко. В середине сентября был предпринят роковой поход, который явился последним для "Ilmarinen".
13 сентября 1941 года под флагом командующего флотом коммодора Рахола (капитан 1-го ранга - Kommodori Rahola) "Ilmarinen" (капитан 2-го ранга Горансон - Komentaja Goransson) и "Vainamoinen" (капитан 3-го ранга Койвисто - Komentaja-kapteeni Koivisto) в охранении четырех сторожевых кораблей типа "VMV" приняли участие в проводимой немцами операции "Nordwind" ("Северный ветер") против острова Даго. При проведении этой операции вечером в 24 милях юго-юго-западнее Утэ (59°27"N, 21°05"O) во время поворота "Ilmarinen" коснулся кормовой частью левого борта ниже броневого пояса одной или двух советских мин, после взрыва опрокинулся и быстро затонул. Вместе с флагманским кораблем погибли 13 офицеров, 11 унтер-офицеров, 65 старшин и 182 матроса, всего 271 человек. Только 132 члена экипажа было спасено, среди них командующий флотом и командир корабля. Для небольшого финского флота это была тяжелая потеря. Участие ценных броненосных кораблей в этой операции было неоправданно. Демонстративная операция "Nordwind" оказалась одной из самых бесполезных операций финского флота, удар по пустому месту.
Уцелевший "систершип" образовал в последующие 1942-1944 годы основу подразделения "Vainamoinen", которое базировалось в финских шхерах. Впоследствии он был передан СССР и спустил финский флаг 5 июня 1947 года в Турку. Затем, переименованный в "Выборг", он служил под советским флагом.
Минный заградитель "Louhi" (бывший "М-1", ранее русский "Воин") также был назван в честь одного из персонажей (правда, теперь уже женского) из "Калевалы"
Этот минный заградитель, водоизмещением 776 тонн, был построен в городе Коломна в 1916 году для царского флота и остался после революции в Хельсинки, где в 1918 году корабль перешел в распоряжение Финляндии. Перед войной он использовался в качестве плавбазы подводных лодок, и имел на вооружении два 75-мм орудия, четыре 40-мм и один 20-мм зенитные автоматы. Как минный заградитель он имел следующие характеристики: водоизмещение 640 тонн, длина - ширина - осадка 50,0 - 8,0 - 2,7 метра. На вооружении сохранились те же два 75-мм орудия, а также два 40-мм зенитных автомата. Корабль мог принять на борт 140 мин. Паровая поршневая машина развивала мощность 1000 л.с, что обеспечивало заградителю скорость 11 узлов. Запас угля состоял из 39 тонн. Экипаж 48 человек. [1].
Основные минные заграждения в Аландском море в декабре 1939 года были выставлены минным заградителем "Louhi", которым в то время командовал капитан-лейтенант Архо (Kapteeni-luutnantti Arho). На минном заграждении (190 мин), выставленном им у острова Маркет (Market) 3 января 1940 года погибла советская подводная лодка "С-2". В конце июня 1941 года минный заградитель уже под командованием капитан-лейтенанта Асикайнен (Kapteeni-luutnantti Asikainen), снова действовал в этом районе и выставил 201 мину. Погиб заградитель 12 января 1945 года недалеко от Ханко, предположительно, в результате подрыва на немецкой мине.
Два других однотипных минных заградителя "Ruotsinsalmi" и "Rulahti" носили названия морских побед времен русско-шведских войн - "Ruotsinsalmi" (Svenskund - 9 июля 1790 года) и "Rulahti" (Rilah - 27 июля 1714 года - в России называется "Гангут")
Эти два однотипных заградителя, водоизмещением по 310 тонн, были построены во время советско-финской войны 1939-1940 годов на заводе "Крейтон-Вулкан" ("Crichton-Vulkan") в Турку (заводские номера 759, 760). Имея размеры (длина-ширина-осадка) 50,0-7,9-1,5 метров, заградители могли принимать на борт до 75-100 мин и имели на вооружении одно 75-мм орудие и три зенитных автомата калибром 40-мм (один) и 20-мм (два). Имелись также глубинные бомбы и трал. В качестве двигателей использовались два дизеля суммарной мощностью 560 л.с. и позволявшие заградителям развивать скорость до 15 узлов. Запас топлива в 20 тонн соляра обеспечивал дальность плавания 1700 миль. Экипаж составляли 45 человек. [1].
Война в финских шхерах в 1941-1944 годах имела характер резко выраженной минной войны. Одним из наиболее известных и причинивших наибольшие потери советскому Балтийскому флоту минных заграждений было заграждение "Uminda" восточнее Таллина.
Начало этому заграждению положили минные заградители "Ruotsinsalmi" под командованием капитан-лейтенант Архо (Kapteeni-luutnantti Arho) и "Rulahti" под командованием капитан-лейтенант Кивилинна (Kapteeni-luutnantti Kivilinna) выставившие в ночь 29/30 июня 1941 года минное заграждение "Valkjarvi" из 200 мин. Затем, 21 июля последовали заграждения "Muolaa" из 85 мин, 10 августа - заграждение "Augaraa" из 201 мины, 11 августа - заграждение "Vuoksi" из 195 мин, 13 августа - заграждение "Rerkjarvi" из 200 мин и 20 августа - заграждение "Heliseva" из 100 мин. Немецкие минные заградители дополнили этот обширный барьер еще почти 1800 минами. В конце мая 1942 года эти же корабли поставили севернее острова Гогланд заграждение "Rukajarvi" из 619 мин, продолженное немцами южнее острова постановкой немецкого заграждения "Seeigel". Оба заграждения в течении лета были усилены. Весной 1943 года к заграждению "Rukajarvi" было добавлено еще 796 мин.