Оглавление

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА "COURBE"

В рамках программы 1906 года, предусматривавшей до 1919 года построить 16 броненосцев, Верховный Морской совет (Conseil Superieur de la Marine) (*) установил во время своего собрания в октябре 1907 года, характеристики кораблей, постройку которых рассчитывали начать в 1909 и 1910 годах. Именно эти тактико-технические задания послужили отправной точкой для при создании проекта линейного корабля, позже получившего обозначение "Проект А". Фактически эти задания представляли улучшенный "Danton" и имели следующий вид:
-  Водоизмещение не более 21.000 тонн;
-  Главный калибр из четырех 305-мм орудий в двух спаренных башнях, расположенных в оконечностях в диаметрали корабля (боезапас 100 выстрелов на орудие);
-  Промежуточный калибр из двенадцати 240-мм орудий в шести спаренных башнях по бортам (боевой запас 150 выстрелов на орудие);
-  Противоминный калибр из восемнадцати 100-мм орудий в казематах за 100-мм броней (боезапас 400 выстрелов на орудие);
-  Малокалиберная артиллерия - двенадцать 47-мм пушек на одиночных лафетах (боезапас 450 выстрелов на орудие);
Торпедное вооружение -  четыре торпедных трубы;
-  Броневая защита должна быть идентична "Danton", но с упразднением внутренней противоторпедной защиты. Обязательно наличие противоторпедных сетей "Bullivant";
-  Механизмы - исключительно турбины;
-  Расчетная скорость - не менее 20 узлов;
-  Запас топлива 900 тонн + 1800 тонн (в полном грузу) угля.

При обсуждении заданий Морской совет выразил пожелание, чтобы один из броненосцев имел на борту в качестве эксперимента мазутное топливо.

15 ноября 1907 года Морской министр Г. Томсон (Gaston Thomson) потребовал от технического отдела подготовить проект корабля, соответствующий вышеуказанным окончательным условиям Морского совета и. кроме того, добавлял "В то же время, в качестве варианта, необходимо выяснить возможность применения единого калибра - 305, 274 или 240 мм - на одном корабле, имеющем при этом указанные выше характеристики (иное кроме главного калибра вооружение, скорость, защита, дальность плавания, водоизмещение и т.п.), и отличающегося от них только главным калибром". Этот документ представляет событие большой важности для французского флота, ибо впервые в руководящих кругах военного флота Франции рассматривалась возможность постройки линейного корабля типа "Dreadnought".

ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ.

Эскизная разработка первого французского проекта дредноута, названного "Проектом "А", составленная на основе указаний Морского совета, была выполнена Техническим отделом (Section Technique des Constructions Navales) и представлена к рассмотрению 9 декабря 1907 года, а затем принята на совещании начальников служб 25 января 1908 года. Характеристики проекта были сообщены начальникам военно-морских верфей (арсеналов) для привлечения к работам по детальной разработке индивидуальных проектов корабельных конструкторов и инженеров. Однако 1 февраля 1908 года морской министр отложил это решение на неопределенный срок. 15 февраля Технический отдел обсудила предварительный проект нового корабля. По результатам этого собрания морской министр дал указание Технической секции рассмотреть возможность реализации в новом проекте решений Морского совета.

Только 10 июля 1908 года главный конструктор флота де Ломе (L'ingenieur general de Lhomme) в своей технической записке представил на рассмотрение два варианта детально разработанного предварительного проекта, которые соответствовали пожеланиям, высказанным Морским советом и морским министром.

Основным отличием в этих вариантах были состав и размещение артиллерии главной артиллерии, причем последнее вызвало наибольшее количество замечаний Технического отдела ( См. следующую страницу).

Во французском флоте применяется обозначение палуб, отличающееся от таковых в других флотах, например верхняя броневая палуба соответствует главной палубе в английском флоте, нижняя броневая палуба в английском флоте называется нижней и т.п.

ВАРИАНТ "А".

Вариант "А" предусматривал кроме главной артиллерии наличие промежуточного калибра - спаренных 240-мм орудийных башен, которые помимо известных для любого промежуточного калибра недостатков, в данном проекте мешали размещению в центральном каземате двенадцати 100-мм противоминных орудий. Еще шесть 100-мм орудий, образующих две батареи, с возможностью стрельбы прямо в корму, предполагалось разместить на главной палубе во втором каземате устроенном вокруг 305-мм барбета главного калибра.

Проект предусматривал броневой пояс по ватерлинии толщиной 250 (+20-мм обшивка) в средней части корабля. В оконечностях толщина пояса уменьшалась. Верхняя кромка пояса возвышалась над ватерлинией на 2,45 м (толщина плит по верхней кромке предусматривалась в 220 мм). Нижняя кромка плит опускалась на 1,65 м.

Главная силовая установка, состоящая из паровых турбин, по расчетам могла обеспечить кораблю оговоренную в задании скорость 20 узлов. Запас топлива при нормальной нагрузке предполагался в 900 тонн, в полном грузу - 2700 тонн Выполняя пожелания Морского совета в проекте предусмотрели возможность замены 300 тонн угля на такое же количество жидкого топлива (мазута).


(*) Верховный Морской совет (Conseil Superieur de la Marine) - один из основных органов административного управления флотом. Совет учрежден 5 декабря 1889 года. В состав Совета входили морской министр (Председатель совета) и восемь постоянных членов Совета (вице-адмиралы, занимающие высшие должности в морском ведомстве, а также командующие эскадр).

Оглавление