Оглавление

ПРОЕКТ "С".

Одновременно с разработкой проектов "А" и "В" велась работа и в другом направлении. Еще в октябре 1907 года Генеральный морской штаб (Etat-major general) составил техническую записку для Морского совета, в которой рекомендовал разработать и применить на новых линкорах трех- и даже четырехорудийные башенные установки. По мнению Генморштаба это позволило бы выгодно решить проблему размещения большого количества крупнокалиберных орудий. Особенно перспективным Генморштаб считал совмещение на кораблях в оконечностях трех- и двухорудийных башен (из них двухорудийные башни находились бы возвышено по отношению к трехорудийным).

Техническая секция посчитала эти предложения вполне резонными и, желая удовлетворить требования Генморштаба, без специального распоряжения разработала проект линкора, включающий двенадцать 305-мм орудий и восемнадцать 138,6-мм орудий. Проект получил обозначение "Проект С". Размещение башен главного калибра позволяло иметь бортовой залп из десяти орудий - также как и проект "В.1". Однако иное расположение башен (одна трехорудийная в носу, по одной трех- и двухорудийной в корме и две двухорудийные побортно) позволило сильно облегчить носовую оконечность, так единственная размещенная там башня была сильно отодвинута от форштевня и, к тому же, это позволило опустить ниже боевую рубку. Все это снизило водоизмещение корабля примерно на 1000 тонн.

Другим мероприятием, облегчившим оконечности и снизившим водоизмещение было новое (сравнивая с проектами "А", "В" и "В.1") уменьшение толщины верхней броневой палубы до 12 мм. Как и в проектах "В" и "В.1" она предусматривалась только внутри каземата. Вертикальное бронирование ничем не отличалось от предыдущих проектов, только верхняя кромка плит пояса имела толщину 200 мм. Пояс прикрывал часть борта по высоте от 2,35 выше ватерлинии до глубины 1,65 м ниже ватерлинии. Важной особенностью проекта было усиление брони каземата до 180 мм. Как и прежде, были сохранены противоторпедные сети "Bullivant".

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА "С"

Водоизмещение

 22.200 т

Длина

159,0 м

Ширина

 26,60 м

Осадка

 8,70 м

Вооружение (в скобках - запас снарядов на ствол)

3х2 и 2x3 305-мм (100), 18 138,6-мм (275), 12 47-мм (450), 4 подв.ТА

Главой пояс в средней части корабля

250 + 20 мм

Верхняя броневая палуба

12 мм

Нижняя броневая палуба

45 - 70 мм

Защита главного калибра

270 - 290 мм

Защита среднего калибра

180 - 220 мм

Казематы ПМК

180 мм

Энергетическая установка

турбины

Скорость проектная

20 узлов

Силовая установка была такой же как и на предшествующих проектах, включая величины запасов топлива.

24 декабря 1908 года все три предварительных проекта ("А", "В.1" и "С") были представлены на рассмотрение Морскому совету. Сразу определилось, что проект "А" явно хуже двух других. Адмиралы признавали, что "теперь не может оспариваться важность единого калибра и его размещения для наибольшего сосредоточения огня". Оставалось сделать выбор между проектами "В.1" и "С", и совет явно склонялся в пользу последнего, который "объединяет все преимущества, необходимые современному броненосцу: мощное и однородное наступательное вооружение, позволяющее кораблю участвовать в сражении на большой дистанции, оборонительное вооружение, а также достаточно надежную защиту". Применение в проекте двух строенных башен в оконечностях позволило при одинаковых характеристиках устранить одну носовую башню, что явно уменьшило силуэт и улучшило морские качества. С другой стороны проект "С" по общему мнению имел более удачное расположение противоминной артиллерии (к тому же еще более крупной по калибру) в центральном каземате.

Тем не менее существовало очень важное по мнению адмиралов обстоятельство, говорящее против строенных башен. В случае повреждения таковой или прямого попадания вражеского снаряда из строя выходили сразу три орудия, то есть 30 % бортового залпа. Аналогичный случай при двухорудийном варианте допускает только 20%. Разница, казалось бы, небольшая, но опыт будущей войны показал, насколько часто снаряды неприятеля поражали именно орудийные башни: например, в Ютландском бою немецкий крейсер "Von der Tann" в конце концов принимал участие в бою не имея ни одной действующей башни, а на большинстве других линейных крейсеров имелась хотя бы одна недействующая башня. Несмотря на ожидаемый риск Морской совет предложил продолжать разработку башенной установки на три орудия и параллельно этому продолжать работы над спаренными башнями, разработанными по британскому образцу, башни которых были признаны более просторными и лучше устроенными.

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ.

Новый толчок работам придало назначение на пост морского министра вице-адмирала де Лаперера (Boue de Lapeyrere). Был положен конец сомнениям в выборе окончательного варианта. Де Лаперер потребовал создания окончательного проекта на основе варианта "В.1", но с применением более удачного расположения противоминной артиллерии из варианта "С". Это же касалось увеличения толщины брони каземата до 180 мм аналогично варианту "С". Из двенадцати 47-мм пушек было решено оставить только четыре. Энергичный министр не ограничился этим и принял ряд важных решений, касающихся нового проекта, в числе которых можно назвать:
 - Применение двухорудийной башни главного калибра по английскому образцу;
 - Отказ от противоторпедных сетей (решение принято 25 ноября 1909 года);
 - Увеличение числа 138,6-мм орудий с восемнадцати до двадцати двух (решение принято 17 декабря 1909 года) и другие.

Столь решительные действия уже в ближайшее время привели к созданию окончательного проекта, который вскоре был принят на заседании Морского совета к исполнению. По этому проекту было решено строить два корабля, внесенных в бюджет 1910 года.

Оглавление