Оглавление

Механизмы

4 турбинных агрегата Parsons, внешние винты - турбины В.Д.,  внутренние винты - турбины Н.Д.

Котлы

24 котла (уголь в нефть)

рабочее давление

17,5 ат.

общая площадь нагрева

 5936 кв.м

общая площадь колосников

188,5 кв.м

На "Courbet" и "Jean Bart" установлены котлы Бельвилля, на двух других - котлы Никлосса. В 1929 на "Courbet" были установлены более совершенные узкотрубные водотрубные котлы, предполагавшиеся ранее для линкоров типа "Normandie".

Количество винтов

4

Скорость, достигнутая на испытаниях:

 

"Paris"

21,7 уз.

"Jean Bart"

22,6 уз.

"Courbet"

22,0 уз.

Руль

1 полубалансирный

Запас топлива

906 т угля и 310 т нефти

наибольший запас

2706 т угля

Дальность плавания

4200 (10) и 1140 (20) миль

ВООРУЖЕНИЕ:

12 305-мм/45 орудий образца М.1906/10

Вес ствола

54,7 т

вес снаряда

432 кг

дальность стрельбы при  возвышении 23градуса

26,3 км

скорострельность

1,5 выстр./мин.

Вес башни

561 т (включая 234 т вращающейся брони)

22 138,6-мм/45 образца М.1910

Вес ствола

5,3 т

вес снаряда

39,5 кг

дальность стрельбы при возвышении 25 град

16,1 км

скорострельность

5-6 выстр./мин.

С 1927-1929 вооружены четырьмя 75-мм зенитными одинарными орудиями образца М.1924

вес ствола

1,0 т

вес снаряда

5,9 кг

дальность стрельбы

15,0 км

досягаемость по высоте

10,0 км

пределы верт. наведения

-10°+90°

скорострельность

15 выстр./мин.

С 1935-1936 гг. количество таких орудий увеличили до пяти, а на "Paris" до 7

4 450-мм бортовых подводных торпедных аппарата (запас 12 торпед)

(В 1927-1929 ТА были сняты).

Первоначально имели оборудование для приема на борт до 30 якорных мин

Первоначально имели по восемь 914-мм боевых и два 76-мм сигнальных прожекторов

Экипаж:

1085 - 1108 чел.

"Jean Bart" отличался от своих собратьев конструкцией шлюпочных кран-балок, имевших форму "лебединых шей", в то время как остальные корабли имели стрелоподобные краны на массивных колонках, которые на всех кораблях были смонтированы различно (!). "Courbet" с 1918 года был временно оборудован для базирования привязного аэростата. Чтобы поддерживающим его канатам можно было обеспечить большую свободу передвижения, грот-мачту сильно укоротили.

"Paris" примерно в 1920 году в виде опыта получил платформу для самолета, устроенную аналогично британским линкорам.

При первой перестройке  "Courbet", "Paris" и "Jean Bart" изменили свой внешний вид - прежде стоявшая за носовыми трубами мачта укоротилась до короткого обрубка, при этом вместо нее в кормовой части надстроек мостика (также измененных) поставили треногую мачту с артиллерийским марсом и стеньгой. На "Jean Bart" и "Courbet" обе носовые трубы были заменены одной, более широкой и высокой. Лишь "Paris" сохранил обе носовые трубы, однако они теперь стояли так тесно друг к другу, что визуально казались как одна широкая.

В 1928-1929 "Paris" и "Courbet" еще раз посетили на верфь, где на них были установлены новые котлы, приборы управления огнем и новое зенитные вооружение На "Paris" при этом обе носовые трубы были увеличены по высоте приблизительно на 2 м. Установка большого дальномера на марсе потребовала устранения стеньги на фок-мачте, которая больше никогда на этих кораблях не устанавливалась. Одновременно незначительно изменился мостик, а также была удлинена тяжелая стрела левого борта. Во время этой перестройки на "Courbet" была вновь изменена грот-мачта, получившая свой первоначальный вид.

В 1938-1939 годах "Paris" и "Courbet" получили типичные для французских кораблей антенные распорки по сторонам кормовой трубы, но на "Courbet" позже они были сняты.

СУДЬБЫ КОРАБЛЕЙ.

"COURBET": Во время первой мировой войны действовал в Средиземном море, являясь флагманом средиземноморской эскадры 16 августа 1914 участвовал в бою у албанского побережья (потопление австрийского крейсера "Zenta"). С 1915 года - в резерве. В 1921-1922 перестроен и модернизирован. 6 июня 1923 поврежден пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Ремонт закончен в 1924 году, однако 1 августа 1924 года в котельном отделении вновь вспыхнул пожар. В 1927-1928 прошел вторичную модернизацию. С 1931 - учебный корабль. В 1937-38 прошел капитальный ремонт. С начала Второй мировой войны находился на севере Франции. С 19.6.1940 временно назначен для береговой обороны с базированием на Шербур. В июне 1940 участвовал в обстреле наступающих германских войск под Шербуром. Затем перешел в Портсмут, где 3.7.1940 интернирован англичанами. 11.7.1940 передан морским силам "Свободная Франция" и использовался как учебный корабль ПВО и РЛС. В апреле 1941-го разоружен. 9/10.6.1944 в ходе вторжения союзников в Уистрехам был использован как волнолом и посажен на грунт при создании искусственной гавани. 17.8.1944 поврежден двумя германскими человекоуправляемыми торпедами "Marder". После окончания боевых действий разобран на металл.

Оглавление